+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.01.2021 11:32:16
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Дорожное строительство: о чем спорят и что обещают в правительстве

В 2020 году все планы по дорожному строительству были выполнены, как и достигнуты показатели, заложенные нацпроектами по безопасным и качественным дорогам и по снижению смертности на дорогах. Об этом сообщил в ходе совещания президента РФ Владимира Путина с членами правительства 13 января заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин.
«Во многом этого удалось достигнуть за счет того, что своевременно было принято решение не ограничивать транспортное строительство в регионах, и это одна из ключевых антикризисных мер, которая дала мультипликативный эффект, позволила сохранить занятость и стала залогом показателей, которых мы достигли в 2020 году», – добавил он. Так, в прошлом году после реконструкции и строительства ввели в строй 915 км федеральных автодорог, отремонтировали 7,7 тыс. км дорог. По региональной сети построено и реконструировано 1,7 тыс. км дорог, отремонтировано 16 тыс. км.

Федеральная поддержка регионов в дорожном строительстве в 2020 году выросла на 32% по сравнению с 2019-м и составила более 250 млрд руб. Также в 2020 году на 12% больше уложили асфальтобетона – 145 млн кв. м покрытий.

В прошедшем году компанией «Автодор» была завершена основная часть Центральной кольцевой автомобильной дороги (310 км). «Это сложнейший проект мирового уровня вокруг Московской агломерации. Замкнем кольцо в этом году», – добавил М. Хуснуллин. Завершено строительство обходов села Лосево и города Павловска в Воронежской области на трассе М-4 «Дон» (84 км). Также начата реализация проекта «Европа – Западный Китай» трассы М-12. Ключевым событием стало открытые трассы «Таврида» в Крыму.

Кто заплатит за банкет?

В целом кассовое исполнение по федеральным средствам выросло с 95% в 2019 году до 99,1% в 2020-м, освоили свыше 880 млрд руб., а с учетом бюджетов субъектов эта сумма составляет более 2 трлн руб.

М. Хуснуллин рассказал, что 52 региона находятся в зеленой зоне, то есть они освоили свыше 99% средств с учетом экономии на торгах. В желтой зоне – 21 регион, в которых освоение лучше, чем в 2019 году, но менее 99%. И в красной зоне – те регионы, в которых освоение было ниже уровня прошлого года, это 11 субъектов Федерации (Пермский край, Смоленская область, Республика Крым, Астраханская область, Ростовская область, Республика Карелия, Республика Мордовия, Липецкая, Мурманская, Рязанская области, Еврейская автономная область). В. Путин отметил, что показатели кассового исполнения в данных регионах составляют около 93%, а в Еврейской автономной области – 79,8 %.

По словам М. Хуснуллина, это связано с комплексом причин: «Есть вопросы – где-то чуть позже средства пришли, например, по Крыму мы действительно решение приняли позже, но они практически полностью кассу дополняют. Есть вопросы, где подрядчики обанкротились. Есть вопросы, где объективно не хватило рабочей силы, просто физически не смогли собрать: деньги во второй половине года пришли».

В прошлом году также был отработан механизм опережающего финансирования дорожного строительства в объеме 100 млрд руб. «Мы взяли временно свободные средства в счет будущих лимитов, передали их в регионы, и это позволило значительно ускорить темпы строительства», – пояснил М. Хуснуллин. В результате удалось опережающими темпами построить и реконструировать 2,7 тыс. км автомобильных дорог и 3 тыс. пог. м искусственных сооружений. «Досрочно достроили Литейный мост в городе Брянске, начали строительство моста через реку Зею в Амурской области, объездной дороги вокруг Екатеринбурга. Также занимались обходами Калуги, строительством восточного выезда из Уфы, моста в Новосибирске через реку Обь. На 3 года раньше, в 2022-м, будет завершено строительство мощнейшего моста через реку Шексну в Череповце», – рассказал вице-премьер. Несмотря на то, что 100 млрд удалось технически и организационно выделить только в II полугодии прошлого года, они были освоены в полном объеме – более 99%.

М. Хуснуллин выразил надежду, что в текущем году также будет выделено не менее 100 млрд руб.

Прошедший год, по словам вице-премьера, также ознаменовался упрощением нормативного регулирования. «Приняли так называемый транспортный закон, который позволяет в среднем на 1,5 года сократить сроки строительства. Благодаря этому, несмотря на то, что решение по трассе Европа – Западный Китай было принято только в середине 2020-го, уже в конце года мы вышли на подготовительные работы. С 5 января все строители полностью полноценно работают вахтовым методом», – рассказал М. Хуснуллин.

Также был упрощен порядок строительства сельских дорог, дорог четвертой и пятой категории, принят закон о свободном потоке на платных дорогах, который уже полноценно запустили в работу на ЦКАД.

Наполеоновские планы

Правительство заявляет о сохранении поставленных целей по строительству автодорог. «Несмотря на все сложности этого года, пандемию и вызванные ею социально-экономические трудности, мы подтверждаем достижение всех показателей дорожного строительства по национальным целям и проектам, а это приведение 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях в нормативное состояние уже к 2024 году и дальнейшее продолжение до 2030-го. Дополнительно к 2030 году приведем в нормативное состояние 85% дорог еще в 51 средней агломерации и в 35 населенных пунктах в регионах Дальнего Востока. Также подтверждаем достижение показателя в 50,9% региональных дорог в нормативе к 2024 году с увеличением этого показателя до 60% к 2030-му. И весь 2020 год мы работали над этой задачей», – рассказал М. Хуснуллин.

В прошедшем году было начато формирование опорной дорожной сети с учетом новых экономических реалий и регионального развития. В 2021 году, по словам вице-премьера, ключевая задача – это необходимость сбалансировать все программы и проекты дорожного строительства с учетом имеющихся поручений и экономических возможностей, определить приоритеты с учетом формирования опорной сети и регионального развития. «Мы готовы приступить к программе «Мосты и путепроводы», начать реализацию новых платных окупаемых проектов с привлечением внебюджетного финансирования. Несмотря на определенное объективное секвестирование бюджета, ставим задачу все-таки планы 2021 года выполнить в полном объеме, а при предоставлении дополнительного финансирования и принятии предлагаемых решений готовы их перевыполнить», – добавил он.

М. Хуснуллин предложил сохранить до 2024 года распределение акцизов от нефтепродуктов на уровне 2021-го с последующим доведением их до 100%. Данные дополнительные средства будут направлены в регионы на поддержку их дорожных проектов, в том числе позволят начать реализацию программы «Мосты и путепроводы».

Министр финансов РФ Антон Силуанов, в свою очередь, отметил, что необходима концентрация ресурсов на отдельных важных позициях, будь то мосты, путепроводы или какие-то связывающие отрезки инфраструктуры. «Поэтому возникло предложение о том, чтобы сейчас сконцентрировать средства, которые пойдут в регионы, на федеральном уровне для решения в первую очередь региональных задач, а вопрос передачи в полной мере акцизов субъектам Российской Федерации сдвинуть вправо, тем самым создав ресурс у федерального центра для решения региональных узких мест в инфраструктуре», – заявил он.

В. Путин на это ответил, что закрывать узкие места дорожного строительства в регионах без собственно регионов может быть достаточно сложно. «Поэтому я в принципе против ничего не имею, но нужно отработать механизм участия регионов в принятии окончательных решений по тем или иным объектам, стройкам, участкам, чтобы наши прежние решения куда-то в тину не уходили», – добавил президент.

Также предлагается приступить к реализации новых объектов на принципах государственно-частного партнерства с привлечением внебюджетных источников и более активно использовать средства Фонда национального благосостояния, в том числе на строительство дороги Европа – Западный Китай.

В бюджете предусмотрены и средства на компенсацию процентной ставки по кредитам подрядчикам, взятым на опережающее строительство. «Для этого нам, правда, нужно будет решить проблему доиндексации, но мы ее сейчас тоже со всеми заинтересованными ведомствами отрабатываем. Надеемся, что тоже в этом году примем решение», – добавил М. Хуснуллин.

А. Силуанов подчеркнул, что важна реальность планирования тех бизнес-моделей инфраструктуры, которая строится с учетом этих средств. «Потому что деньги нужно отдавать. Либо их нужно будет отдавать за счет Федерального дорожного фонда, либо мы должны создавать такие условия работы инфраструктуры. Речь идет о платности инфраструктуры – платные автомобильные дороги, что абсолютно нормально и применяется во всем мире. Но эти условия должны быть такими, чтобы достаточно было и денег на содержание этой инфраструктуры, и достаточно было денег на то, чтобы платить по обязательствам, которые были привлечены в виде долговых обязательств», – пояснил он. Министр подчеркнул, что в последнее время с этим были сложности. «Предположим, когда мы планировали строительство платной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург, то закладывали доходы от момента ее сдачи до 2021 года в сумме 45 млрд руб., а сейчас до 2024 года – 31 млрд. Или, предположим, ЦКАД: мы планировали, по официальным данным, до 2024 года получить 118 млрд руб. в виде сбора трафика, это платная дорога, а сейчас планируется только 20 млрд руб.», – рассказал он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions