+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.03.2021 14:31:32
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Дорогой маркетинг, чистая логистика и ориентация на существующие вкусы: как выйти на китайский рынок

В Китае в настоящее время наблюдается бум спроса на российские продукты. Не только на севере КНР, граничащем с Россией, но и в провинциях (к примеру, в Гуанчжоу) южнее Пекина открываются демонстрационные залы, магазины, торгующие российскими продуктами. Но выйти на китайский рынок российским производителям не так просто. Какие ошибки не следует допускать отечественному бизнесу и на что обращать внимание, эксперты и участники рынка обсудили на конференции «Экспорт сельхозпродукции в КНР: особенности и перспективы».
Самостоятельный выход на рынок или через посредника?

По сути, есть два пути выхода на китайский рынок. Первый – самостоятельный (когда российский бизнес самостоятельно завозит товар, вкладываясь в его маркетинг, назначая максимально выгодную цену). Второй – когда бизнес дисконтирует стоимость своего товара, перекладывая на плечи китайского партнера все вопросы, связанные с маркетингом.

Но необходимо понимать, что система и характер маркетинга в Китае и продвижение товара сильно отличаются от маркетинга в России. Китайский рекламный рынок в 18 раз больше российского, и, соответственно, он требует совершенно других затрат. Как отмечает член генсовета Русско-азиатского союза промышленников и производителей Максим Спасский, связано это не только с языковым барьером, но и с ментальностью. Продукт, который востребован на юге Китая, не обязательно понравится жителям северных провинций. Поэтому разрабатывать маркетинговую стратегию и ее продвижение лучше на местах.

М. Спасский отмечает: торговля состоит из нескольких вещей – самого продукта, логистических и финансовых схем. Другими словами, при экспорте любого продукта важно учитывать его стоимость на полке. «Иногда бывает экономически нецелесообразно вести этот продукт в Китай, потому что логистика очень сильно удорожает продукт и не приводит к большим продажам, продажи становятся единичными. Поэтому я не рекомендую самостоятельный выход на китайский рынок для небольших компаний и небольших производителей, так как это требует огромных финансовых затрат. В таком случае лучше выбрать хорошего китайского партнера и поставщика, который возьмет на себя часть функций, связанных с маркетингом и рекламой», – говорит он.

Во-первых, российским производителям выгоднее объединяться в команды и выходить на китайский рынок с рядом продуктов, потому что не каждый продукт заходит китайскому потребителю. Например, в Китае лучше покупают 5-литровые упаковки подсолнечного масла, но при этом, к примеру, гораздо большим спросом пользуются конфеты в небольших как по размеру, так и по граммажу упаковках. Мегахитом в Китае являются конфеты «Крокант».

Во-вторых, схема, при которой российский предприниматель, имея хорошие отношения с китайским заводом, решает продавать товар в КНР, часто не работает. «Как только товар становится более-менее известным в Китае, китайские покупатели или компании напрямую выходят на производителя. В этом случае необходимо самостоятельно изготавливать свою упаковку со своими контактными данными либо отказаться от идеи торговать чужим товаром в Китае», – говорит спикер.

В пример он приводит открывающийся в Шэньчжэне большой выставочный центр российских продуктов оптовой торговли. «Самостоятельный выход со своим товаром я бы рекомендовал российским компаниям с теми продуктами, которые уже завоевали какую-то популярность в Китае. Самостоятельное продвижение и рекламные бюджеты высоки», – отмечает М. Спасский.

Эксперты отмечают: сейчас хорошее время для тестирования китайского рынка. В России появилось большое количество компаний, которые проводят дегустации, тестирования и т. д. Но Русско-азиатский союз промышленников и производителей предлагает не тратить на это время, так как итоги дегустации покажут предпочтения только в конкретном районе в конкретном магазине у конкретных потребителей. На севере Китая и на юге требования к упаковке, вкусовые требования будут отличаться.

«Формировать новые вкусовые предпочтения у китайцев практически невозможно. Можно их только угадать», – подчеркивает М. Спасский.

Прежде чем самостоятельно выходить на китайский рынок, разрабатывать бренд и подстраиваться под Китай, он советует завезти конкретную партию продукта, поставить ее в магазин и посмотреть, как это будет продаваться. «Ошибка многих русских компаний, которые выходят на китайский рынок, состоит в том, что они долго готовятся и медленно запрягают. С Китаем необходимо работать по-другому и все тестировать. К сожалению, Китай не оставляет места для посредников», – добавляет он.

М. Спасский также отдельное внимание уделяет логистике. «Те серые поставки, которые раньше были достаточно простыми, сейчас очень сильно осложнены. Количество машин, пропускаемых через границу с Китаем, с нескольких сотен в одном пограничном пункте снижено до 30–40. Поэтому необходима белая схема и чистая логистика», – советует эксперт.

Также успеху бизнеса в Китае будет способствовать выход в сотрудничестве с государственными структурами, центрами и организациями.

Тенденции онлайн-продаж в Китае

Эффективный выход российских товаров на китайский рынок, как уже было отмечено, во многом зависит от маркетинга и рекламы. В последний год на этом рынке сформировались новые тенденции.

По данным Максима Семина, представителя Epinduo в России – крупнейшей платформы продажи российских продуктов питания на территории Китая, включающей в себя сеть розничных магазинов и электронную торговую площадку (в переводе с китайского языка epinduo означает «много российских товаров»), в I полугодии прошлого года объем продаж посредством электронных платформ коротких видео и прямых трансляций составил более 300 млрд юаней и вырос на 62%.

«Без продвижения товары продавать очень тяжело. Один из кейсов – трансляция с блогерами, которые работают в Китае. Так, во время одной из таких трансляций российские участники продали товаров на $1,8 млн», – говорит он.

В Китае в последнее время очень активно растут социальные сети, и одна из них – Douyin – аналог Instagram. В данных соцсетях сейчас активно продвигаются электронные магазины.

К примеру, в июне прошлого года в рамках сотрудничества Российского экспортного центра и Epinduo прошла совместная трансляция гендиректора РЭЦ Вероники Никишиной и одного из наиболее популярных китайских блогеров на платформе Tmall. Китайские покупатели за 5 минут сделали более 6 тыс. заказов российских продуктов на сумму около 6,5 млн руб.

М. Спасский соглашается, что этот кейс Epinduo эффективный, но отмечает, что договориться российскому предпринимателю с китайским блогером очень сложно.

Еще один способ выйти на китайский рынок, как отмечает М. Семин, – стать участником шоурума в Китае, где проводятся бизнес-встречи и дегустации. Представители Epinduo, если товар представлен в шоуруме, могут отправить его на дегустацию любой другой выставки на территории Китая.

Принцип работы с сетями в Китае

Чаще всего торговая сеть в Китае не закупает продукцию, а работает по консигнации (форма комиссионной продажи товара, при которой его владелец (консигнант) передает консигнатору товар на склад, при этом товар остается собственностью консигнанта до момента его реализации. – Прим. авт.).

«Проводится жесткий отбор покупок. Продукция оценивается китайскими менеджерами, которые дают предварительную оценку по продаваемости. Параллельно создается маркетинговая поддержка», – говорит М. Семин.

Он отмечает, что более 70% покупок Китай делает онлайн. На фоне пандемии в КНР, как и во всем мире, электронная торговля резко возросла.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions