• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.99 0 EUR ЦБ РФ 83.12 0
    BTC 54669.88 usd BTC 3929670.97 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.10.2020 10:20:47
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Для малой авиации требуется установление особых правовых отношений

К такому выводу пришли участники круглого стола, состоявшегося в Государственном собрании Якутии (Ил Тумэн).
Для малой авиации требуется установление особых правовых отношений
Как было отмечено в ходе обсуждения, вопросы развития системы малой авиации сохраняют актуальное значение в регионе с огромной территорией и одновременно слабо развитой дорожной сетью. В 90% районов Якутии практически отсутствует круглогодичная наземная транспортная инфраструктура, отчего ее социальная сфера и экономика серьезно зависят от авиационного сообщения.

Дорогие полеты

«Низкая плотность населения, в свою очередь, не обеспечивает экономическую окупаемость создания на территории республики новых крупных авиатранспортных узлов и широкое использование современного авиапарка с высокой пассажировместимостью. Все это делает необходимым интенсивное развитие малой авиации и авиации общего назначения в регионе», – подчеркнул председатель постоянного комитета по предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Ил Тумэн Игорь Григорьев.

На сегодня из аэропортов Якутии региональными авиаперевозчиками осуществляются регулярные пассажирские перевозки по 61 маршруту, в том числе 32 – по межрегиональным линиям и 29 – по местным. Авиакомпаниями «Полярные авиалинии» и «Алроса» выполняются перевозки по социально значимым маршрутам с охватом 100 населенных пунктов в 23 улусах (районах) республики. Ежегодно авиапредприятиями внутри Якутии обслуживается около 1,4 млн пассажиров, из них на местных направлениях перевозится в среднем 265 тыс. человек.

В то же время высокие цены на авиаперевозку давно стали реальностью для северных территорий, что ограничивает возможности не только местных жителей, но и бизнес авиакомпаний. По выражению руководителя Ассоциации малой авиации Якутии Ивана Лукина, в настоящее время внутри республики летают в основном командированные и льготники, которым, собственно, не важна существующая стоимость билета. Тем не менее авиапредприятия нацелены на более широкий охват населения. «Прибыль авиакомпании начинается, когда заполнено более 75% пассажирских кресел воздушного судна. Но для этого нужно, чтобы себестоимость полета авиаперевозчика была ниже покупательной способности пассажира, на которого он рассчитывает», – говорит И. Лукин.

Дороговизна авиационных услуг (к примеру, стоимость 1 ч полета на вертолете Ми-8 –300–400 тыс. руб.) отпугивает и многих туристов, рассказывает вице-президент республиканской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Вячеслав Шадрин. «Еще в 1990-х, особенно в северо-восточной части Якутии, был достаточно развит промысловый туризм. В том числе приезжали иностранные туристы на охоту на лосей, рыбную ловлю на горных реках. Но за последние десятилетия это направление свернулось, такие приезды стали единичны. Главная причина – дороговизна транспортного обслуживания. Если бы данный вид туризма развивался, возможно, это обеспечивало бы расширение авиационной сети, развитие малого бизнеса, сопутствующей инфраструктуры», – полагает он.

Авиарынку нужны конкуренты

Сегодня самый главный инструмент для решения проблемы – внести изменения в законодательство и дать возможность предпринимателям, имеющим соответствующее профессиональное образование, заниматься предпринимательской деятельностью в сфере пассажирских авиаперевозок на 3–4-местных воздушных судах, считает депутат республики Гаврил Парахин.

Это мнение разделяет и парламентарий Владимир Богданов, но в концепцию малой авиации нужно внести определенные изменения. «Мы даже не имеем установленной терминологии. Например, 3–4-местные самолеты в мировой практике называются легкомоторной авиацией, а не малой. Почему в этой концепции мы все выбираем из того, что есть на рынке, а не сами формируем рынок, выбирая то, что нам надо», – говорит депутат.

По его словам, необходимо составить концепцию самолетов малой авиации, нужной именно в условиях Якутии. Иностранные агрегаты и их комплектующие, поскольку во многом используется зарубежная техника, сейчас трудно найти, кроме того, из-за курса валюты расходы перевозчика удорожаются в разы. «Концепцию надо прорабатывать и регулярно пересматривать существующие документы», – заключил парламентарий.

Как уже писал РЖД-Партнер, на сегодня в соответствии с законодательством РФ существует ряд требований для осуществления коммерческой деятельности субъектами малой авиации, которые не дают выйти на рынок новым перевозчикам. Для выполнения любых коммерческих полетов, даже на легком самолете общего назначения, необходимо иметь сертификат эксплуатанта, как для большой авиакомпании. Такие же правила установлены для легких вертолетов.

Это представляется излишним условием, соглашается министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев. «Установлены требования к числу воздушных судов в парке (не менее 3 ед.), количеству сотрудников, необходим договор на базирование воздушных судов и многое другое. Для владельцев 2-, 4-местных летательных аппаратов выполнение указанных требований представляется невозможным и нецелесообразным», – говорит он.

В связи с этим требуется внесение в федеральное законодательство понятия «малая авиация» для последующего установления правовых отношений, возникающих в связи с авиационной деятельностью на территории России. Необходимо также принятие ряда специальных федеральных авиационных правил.

Как сообщила пресс-служба Ил Тумэн, по итогам круглого стола будут приняты соответствующие рекомендации профильным ведомствам и законотворцам.

В поиске решений

Депутат Якутии Виктор Федоров, в свою очередь, предлагает правительству региона начать с 2021 года реализацию пилотного проекта по внедрению малой авиации путем создания хозрасчетного подразделения в компании «Полярные авиалинии» на базе самолетов на 3–7 пассажиро-мест.

Что касается высокой стоимости полетов, то в руководстве республики отмечают, что нынешние цены на авиабилеты формируются из значительных затрат, которые несут перевозчики на поддержание летной годности своего флота, топливного обеспечения, а также обслуживания в северных аэропортах. Отсюда разумно перевести казенные предприятия, которые обслуживают удаленные аэропорты, на содержание по смете и обнулить там расходы на взлет-посадку воздушных судов. Это позволило бы убрать примерно 15–20% из сегодняшней стоимости авиабилетов.

Еще одним подспорьем стал бы пересмотр некоторых положений приказа № 241 Минтранса России от 17 июля 2012 года «Об аэропортовых и аэронавигационных сборах». Для малой авиации этим документом предусмотрен понижающий коэффициент. «Но почему-то он распространяется только на взлет-посадку и авиационную безопасность. А на стоянку, обслуживание пассажиров и грузов, заправку, услуги аэровокзального комплекса льготы нет. Она бы привела к существенному снижению аэропортовых сборов», – подчеркивает руководитель Ассоциации малой авиации Якутии.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions