+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.02.2022 09:02:51
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Детективная история: куда повезут белорусские минудобрения?

Правительство Литвы с 1 февраля запретило «Беларуськалию» отправлять свою продукцию литовские железные дороги и морской порт Клайпеда. Это вызвало бурные обсуждения: куда же повернут белорусские минудобрения? После того как литовцы объявили о запрете транзита белорусских минудобрений, ситуация по поводу «Беларуськалия» представлялась достаточно простой: нельзя через Литву – значит повезут через российские порты. И за последние три дня в СМИ выплеснулось море информации. Но чем больше ее появлялось, менее понятным становилось, куда же отправились вагоны. Их ведь должно быть более тысячи в сутки. Как выяснилось, на эту тему пока молчат источники в ОАО «РЖД», Минтрансе России, стивидорных компаниях. Темнят и сами грузоотправители. Это имеет только одно объяснение. Впрочем, обо всем по порядку.
Неоднородный грузопоток

Начнем с того, что для ОАО «РЖД» принять дополнительный объем – не проблема. Тем более что в январе минудобрений по ОАО «РЖД» было перевезено 5,5 млн т, что на 3,2% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Однако в холдинге не опровергли, но и не подтвердили данные о том, что белорусские минудобрения поехали через российскую территорию.

И вопрос о том, куда теперь заадресован груз, вызвал живой интерес. Их подогрел, естественно, давно известный факт: Специализированные терминалы в Усть-Луге и Санкт-Петербурге законтрактованы российскими производителями. Они по максимуму вывозят свою продукцию на Запад. А их развитие скоординировано с расширением мощностей российских предприятий. Белорусскую продукцию тут сложно пристроить.

Когда следы белорусских удобрений не удалось разглядеть, вот тут, собственно, и начался детектив.

О чем это говорит?

О том, что перемены в логистике произошли, очевидно, еще до возникновения решения, которое приняли в Литве с политической окраской. И причины тут – чисто экономические.

Напомним, что экспортный грузопоток «Беларуськалия» оценивается более чем в 10 млн т. Однако он неоднородный. Предприятие отправляет свою продукцию не только навалом морскими балкерами, но и в биг-бегах, а также контейнерах. Контейнеры в принципе не отследить. Железнодорожные полувагоны с биг-бегами можно обработать на любой свободной площадке, где есть портальный кран. А небольшие универсальные комплексы на Северо-Западе РФ тоже не склонны сообщать, что и на каких условиях перегружают.

Можно отследить только экспортные отправки вагонов-минераловозов. Именно на них, кстати, имели виды в Литве. Но, во-первых, доля таких отправок на экспорт из Белоруссии сокращалась. А во-вторых, эти партии вообще-то несложно перенаправить российским аграриям, а отечественные поставщики калийных удобрений тогда легко заместят соответствующую долю на экспортном рынке.

Между прочим, вопрос о возможности подобной рокировки уже ранее обсуждался. Например, в прошлом году, когда интересы российских и белорусских экспортеров пересеклись на некоторых зарубежных рынках.

Спорить экспортерам уже не о чем

Поводом для споров стали скидки, которые предоставили Литовские железные дороги: в Литве хотели загрузить по максимуму свои морские терминалы за счет белорусских удобрений. Это получалось дешевле. Соответственно белорусы могли предложить некоторым своим иностранным партнерам более выгодные условия поставок, чем в РФ.

Сейчас подобных скидок у железнодорожников Литвы нет. И повод для конфликта интересов растаял сам собой. Логистика сместила акценты в цепочках поставок. По-видимому, в Литве в отместку и сделали свой политический ход с запретом на белорусский транзит минудобрений.

Правда, по-видимому, в Литве плохо просчитали дальнейшие последствия своего решения. Дело в том, что раньше поводом для периодических трений между российскими и белорусскими партнерами становился вопрос обеспечения валютной выручкой «Беларуськалия». Для Минска это имело макроэкономическое значение. Нынешний выпад Литвы, по-видимому, теперь приведет Белоруссию и РФ к определенным договоренностям на эту тему.

Понятно, что секреты на эту тему никто разглашать не станет. Однако последствия будут очевидными: логистика двух стран в итоге рокировок с перевозками минудобрений только усилит свою интеграцию.

Причем она явно будет на пользу и российской, и белорусской стороне. Мировое потребление калийных удобрений в 2021 году увеличилось до 45 млн т (+2% к 2020 г.), по данным Геологической службы США. При этом доля Беларуси в глобальном производстве выросла за год с 16,8 до 17,4%.

В августе 2021 года США ввели экономические санкции против Белоруссии. Они до декабря не распространялись на госкомпанию – «Беларуськалий». Поэтому импорт удобрений из Белоруссии продолжался. Однако он стал сокращаться.

Решение Литвы о запрете транзита белорусского калия подтолкнуло котировки на него на мировых биржевых площадках вверх. И уже 3 февраля, как отметил биржевой аналитик Алексей Головинов, на Мосбирже акции «Акрона» подскочили на 6%, в том числе, на фоне опасений, связанных с предложением калийных удобрений на рынке Европы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions