+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.06.2022 11:07:56
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Что мешает росту онлайн-торговли?

С бурным ростом электронной трансграничной торговли особенно актуальными становятся вопросы создания комфортных условий для российских и зарубежных онлайн-площадок. Как рассказал на площадке прошедшего на днях Петербургского международного экономического форума президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, сегодня e-commerce – это крайне конкурентная среда.
Но российское регулирование онлайн-торговли на сегодня работает «не на поддержку наших внутренних игроков, а на поддержку внешних глобальных конкурентов». На этом рынке существует несколько барьеров, которые необходимо устранить в ближайшее время.

По данным ассоциации, оборот трансграничной торговли в январе – мае составил 88–89 млрд руб., в том числе в январе – 27 млрд, в феврале – 26 млрд, в марте – 11,3 млрд, в апреле – 11,7 млрд, в мае – 11,9 млрд (речь идет об импорте товаров в РФ). А. Соколов сообщил, что динамика по снижению в марте была на уровне 55% в трансграничном сегменте, в апреле – 51%, в мае – 65% (май 2022 г. к маю 2021 г.).

«Если посмотрим на статистику евразийского периметра, какой оборот там генерируется, за весь 2021 год взаимный оборот с Казахстаном, Беларусью и другими странами, которые торгуют через наши площадки, составил около 20 млрд руб. В основном это экспорт из России в эти страны. Наши товары пользуются высокой популярностью, и мы прогнозируем, что в этом году этот оборот мы как минимум удвоим. Пока прогноз, который строит наша компания, составляет в совокупности 41,5 млрд руб.», – отмечает А. Соколов.

К проблемным точкам этого рынка он относит целый ряд вопросов. Во-первых, двойное налогообложение. Решение совета ЕЭК об увеличении лимита беспошлинного ввоза товаров до €1 тыс. он называет временной мерой, направленной на замещение того ассортимента товаров, который стал нам недоступен на фоне санкций. Но в то же время внутри евразийского пространства участники рынка платят НДС дважды: сначала российский НДС, потом, например, казахстанский.

«Зарубежные МСП имеют льготный период, у нас МСП опять-таки платит дважды НДС независимо от того, что он малый бизнес и имеет специальный налоговый режим. Порог, который освобождал бы малый бизнес от уплаты НДС на евразийском пространстве, отсутствует. Средний и крупный бизнес вычитает у себя НДС при экспорте, у нас внутри ЕАЭС такого вычета нет», – поясняет А. Соколов.

Во-вторых, с точки зрения трансграничной торговли из третьих стран маркировка товаров не требуется. Внутри ЕАЭС маркировка обязательна, более того – нет взаимного признания маркировки сделок B2B.

В-третьих, основы закона о защите прав потребителей в каждой стране ЕАЭС различаются. «Это совершенно различные требования, различная терминология и различные подходы с точки зрения возврата денег, сроков и параметров возвратно-обменных операций товаров. Также это различные объемы обязательной информации, которую мы обязаны предоставлять на сайте интернет-магазина. Это и сам по себе бумажный вид предоставления сведений о том, как мне обменять товар», – говорит президент ассоциации.

В-четвертых, на трансграничных площадках не требуются наличные, можно заказать товар в любой точке земного шара. А площадкам на территории ЕАЭС вменяют требования по приему наличных денег. «Мне кажется, наши технологии давно шагнули вперед, чтобы можно было подумать о работе за безнал», – отмечает он.

И наконец, в трансграничном сегменте третьих стран действуют или как минимум проектируются бондовые зоны (территории с особым статусом, где таможенные пошлины и налоги платятся не при поступлении товаров на хранение, а уже при их приобретении конечным покупателем-физлицом. – Прим. авт.). В странах евразийского пространства их нет.

Какие меры поддержки необходимы при таких обстоятельствах трансграничной торговли? А. Соколов перечисляет их, надеясь, что коллеги из разных стран ЕАЭС и структур все же смогут устранить проблемы в развитии рынка совместными усилиями.

Так, например, в Ассоциации компаний интернет-торговли считают, что в первую очередь необходимо решить вопрос с налогообложением. И, в частности, обязательно выделить пороги для малого бизнеса – как минимум €100 тыс., чтобы малый бизнес не являлся субъектом налогообложения во всех странах. Иначе он станет просто неконкурентоспособен и товары не будут покупать.

Далее необходимы единые отраслевые стандарты, которых сейчас не существует на евразийском пространстве. Кроме того, важно решить все вопросы, касающиеся электронного документооборота: взаимное признание электронных цифровых подписей, доверенная третья сторона, которая могла бы валидировать свою цифровую подпись в любой из пяти стран, электронные транспортные накладные, электронные акты приема и передачи и т. д.

«В идеале вообще стоит отказаться от этих элементов и перейти к реестровым записям. Вся необходимая информация всех участников рыночных отношений уже есть, она хранится в личных кабинетах площадок, и вряд ли стоит ее дублировать. Достаточно реестровой записи, по которой можно будет ориентироваться», – рассуждает А. Соколов.

Также, по его мнению, для роста и развития рынка электронной торговли необходимо взаимное признание маркировки и возможность работы за безналичную оплату.

А. Соколов подчеркнул, что все эти барьеры необходимо устранять бесшовно для клиента. Тот не должен «платить в две кассы».

По его мнению, при решении всех этих задач рынок вырастет втрое. А в пятилетней перспективе достигнет показателя доли электронной торговли во всем ритейле, который сегодня есть в Великобритании (30%), Китае (48%) и других развитых странах.

Отвечая на все эти барьеры и механизмы решения, статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов соглашается с необходимостью устранения двойного налогообложения, ссылаясь на противоречие основам налогового законодательства.

«Его надо устранять. Если мы не договоримся об этом на площадке ЕЭК, в этом случае мы тогда будем корректировать свои внутренние законодательства. Инструменты для того, чтобы в любом случае остановить ситуацию с двойным налогообложением с 1 января 2023 года, у нас есть», – сообщил он.

При этом с коллегами из Беларуси и Казахстана пока нет общего понимания касательно порога по освобождению малого бизнеса от уплаты НДС. «Надеюсь, что к концу года мы выйдем на согласованные параметры изменений в соглашения по косвенным налогам, чтобы уже со следующего года они вступили в силу. Но пока в связи с установлением порогов для упрощенцев переговорный процесс затягивается», – резюмирует чиновник.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions