+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.11.2019 09:26:23
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Чем грозит рынку космическая стоимость авиатоплива

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила вице-премьеру РФ Максиму Акимову и главе Министерства транспорта РФ Евгению Дитриху письмо, в котором в качестве механизма сдерживания роста стоимости авиабилетов предложила снижение планки демпфера на авиакеросин с 48,3 тыс. до 40 тыс. руб. за 1 т – до уровня декабря 2017 года, когда цены на авиатопливо еще не демонстрировали прогрессирующего роста. Что сейчас происходит с ценами и, главное, кто отвечает за качество авиатоплива?
Волнительный рост

В середине августа министр транспорта РФ отметил, что за этот год авиа­керосин подорожает в целом на 30%, а дополнительные расходы перевозчиков составят порядка 50 млрд руб. Спустя пару недель замминистра финансов РФ Илья Трунин, выступая на заседании Государственной думы, сообщил, что рост цен на авиакеросин с начала года находится в пределах инфляции. Средняя цена за I полугодие была около 44–45 тыс. руб. за 1 т по сравнению с ценой в 32 тыс. в 2015–2017 гг. Цена поставки на экспорт в августе составляла около 43,7–43,9 тыс. руб. за 1 т.

Расходы авиакомпаний, соответственно, выросли. Ведущий авиаперевозчик страны, группа «Аэрофлот», объявляя свои финансовые результаты по МСФО за I полугодие текущего года, сообщил, что наиболее существенное влияние на затраты снова оказал рост расходов на авиатопливо. Они повысились на 15,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет увеличения налета часов (на 12,2%) и стоимости топлива (на 4,5% в рублях).

Характеризуя тенденции развития отрасли, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Андрей Чиханчин отметил, что в целом год начался с сохраняющихся на высоком уровне цен на керосин. Но в II квартале ситуация несколько изменилась. «Стоимость керосина продолжила оставаться высокой в сравнении со средними историческими значениями, однако можно отметить первые признаки ее стабилизации: в июне 2019-го мы зафиксировали первое за почти 2 года снижение по отношению к аналогичному периоду прошлого года», – отмечал он.

По мнению руководителя российского сервиса продажи авиабилетов Biletik.aero Андрея Каймачникова, рост цен на авиатопливо продолжится. «По этой причине многие авиакомпании заняты поиском альтернатив и платят огромные деньги за разработку новых технологий. К примеру, KLM (Королевская авиа­ционная компания – нидерландский перевозчик) в этом году презентовала проект V-образного самолета. Считается, что его конструкция позволит снизить затраты на топливо», – говорит он.

Не исключает незначительного роста цен на авиакеросин до конца этого года и официальный представитель авиакомпании Smartavia. В то же время представитель компании Red Wings прогнозирует или стагнацию стоимости керосина в ближайшие месяцы (октябрь – декабрь 2019 г.), или небольшой рост в пределах 1–2%, указывая на отсутствие негативных факторов, запуск новых нефтеперерабатывающих заводов и текущую сезонность.

Менее оптимистично настроен руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша, замечая, что цены на нефть меняются как в большую, так и в меньшую сторону, но при этом стоимость дизельного топлива, бензина и авиационного керосина не снижается практически никогда.

Неоднозначные прогнозы

Авиатопливо – одна из самых затратных статей перевозчиков. Она составляет около трети стоимости билета. Соответственно, подорожание авиакеросина заставляет поднимать и планку стоимости авиабилетов.

В начале осени АЭВТ спрогнозировала рост цен на авиабилеты по итогам года на уровне 9–10%. В ответ на это в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России заявили, что основания для негативных прогнозов по росту стоимости авиабилетов отсутствуют, особенно с учетом того, что цены на перелеты формируются в рыночных условиях и зависят от платежеспособности граждан. Интересно, что за полгода до этого (в марте) ФАС по итогам проверки признала рост цен на авиабилеты из-за топливного сбора.

В целом же, по данным начальника департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Светланы Петровой, в I полугодии стоимость авиабилетов выросла на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Для того чтобы как-то выравнять ситуацию с ценами на топливо, «Аэрофлот» с 1 июля повысил топливные сборы на некоторых рейсах. В частности, для внутри­российских рейсов сбор увеличится с 2465 до 2700 руб.

По прогнозу независимого эксперта Дмитрия Адамидова, до весны, скорее всего, серьезного подъема цен не будет. «С одной стороны, не позволят регулирующие органы, а с другой – наиболее эффективно повышать цены перед высоким сезоном», – отмечает он.

А. Каймачников полагает, что рост цен на топливо действительно повлияет на стоимость авиабилетов.

В чьих руках контроль?

Какие дополнительные факторы влияют на затраты авиаперевозчиков, а следовательно, и на цены транспортных услуг, а также изменилось ли качество топлива после отмены в середине 2015 года обязательной сертификации топливозаправочных компаний и лабораторий горюче-смазочных материалов (ГСМ)? Сейчас топливо допускается к заправке после жестких проверок со стороны нефтеперерабатывающих заводов, топ­ливозаправочных комплексов, аэропорта и авиакомпании – перед началом заправки «в крыло» на перроне. При несоответствии хоть одному показателю топливо к заправке не допускается. За нарушения предусмотрена уголовная ответственность.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что об изменении качества топлива после отмены обязательной сертификации утверждать сложно. В прошлом году Росавиация и Минтранс не раз высказывались о необходимости ужесточения контроля за качеством авиационного топлива. Заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров считает возвращение обязательной сертификации ГСМ необходимым. Но подчеркивает, что вопрос не в сертификации как таковой, а в мерах надзора и контроля за обеспечением соответствия качества топлива установленным стандартам и нормам на всех этапах.

«Контроль должен осуществляться с двух сторон. Во-первых, со стороны государства – в виде свода норм, правил и требований. Во-вторых, качеством авиатоплива, используемого гражданской авиацией, безусловно, занимаются органы контроля и надзора в области гражданской авиации. Но сегодня нельзя сказать, что все брошено на самотек. Нет. Но этот вопрос не находится в системном кейсе, который понятен конт­ролирующим и надзорным органам плюс самим производителям авиационным ГСМ», – комментирует Б. Шокуров.

Сертификация равно качество?

Участники отрасли заботятся не только о безопасности полетов, но и о предотвращении дополнительных расходов. В случае если качество авиатоплива не соответствует требованиям, это ведет к выходу из строя агрегатов, необходимости их замены, ремонта, другими словами, к дополнительным расходам авиакомпании. Возвращение сертификации позволит сократить затраты на обслуживание бортов, а не только повысит безопасность полетов. «Низкое качество керосина создает серьезные проблемы для работы авиакомпаний: они вынуждены проводить техобслуживание бортов в 2 раза чаще, что приводит к увеличению стоимости обслуживания одного самолета на $70 тыс. Эти расходы авиаперевозчики вынуждены закладывать в цены авиабилетов. Создание системы контроля качества топлива, на мой взгляд, необходимо в гражданской авиации», – говорит независимый эксперт Алексей Тузов.

В авиакомпании Red Wings обязательную сертификацию называют дополнительным критерием, влияющим на качество продукта. В ситуации с ГСМ тоже. Несмотря на все аргументы за возвращение сертификации, по мнению ряда других экспертов, одна она, скорее всего, не даст гарантий качества и приведет к удорожанию ГСМ. И в итоге это ощутит на себе конечный потребитель. Более действенным называется комплекс мер, предусматривающий не только сертификацию, но и значительное ужесточение персональной ответственности руководителей и собственников компаний – поставщиков некачественных ГСМ и тем более сертифицирующих органов.

В «Роснефти» отказались давать прогноз о ценах на авиатопливо и рассуждать на тему качества ГСМ в нынешних условиях. При этом ранее в компании заверили, что отмена сертификации никак не повлияла на схему ее работы на рынке авиатоплива: его качество контролируется на НПЗ, на объектах авиатопливообеспечения, в испытательных лабораториях.

Как поддерживать отрасль?

Как уже было сказано, с 1 августа заработал демпфер на керосин. Этот механизм, по планам правительства, должен помочь сдерживать цены на билеты в условиях резкого роста стоимости топлива. Он позволяет перевозчикам получить компенсации, если экспортная цена (с учетом затрат на логистику) превысит 48,3 тыс. руб. за 1 т.

Еще один возможный вариант – увеличение размера господдержки на выполнение программы субсидируемых региональных авиаперевозок. «Алроса» в начале лета заявила о том, что считает это целесообразным и необходимым. «Идет опережающий рост затрат, который не покрывается доходами авиакомпаний. Мы не можем переложить увеличение расходов на пассажира, это может привести к снижению спроса на авиаперевозки. Увеличение субсидий не содержит рост расходов», – сказал заместитель генерального директора авиакомпании Игорь Хороших.

В начале октября авиаперевозчики предложили правительству несколько сценариев, позволяющих стабилизировать их финансовое состояние и не допустить резкого подорожания цен на услуги. В письме, которое АЭВТ направила М. Акимову и Е. Дитриху, перевозчики просят снизить планку демпфера с 48,3 тыс. до 40 тыс. руб. за 1 т. В Минтрансе такое предложение поддержали и, более того, заявили о намерении внести изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие снижение условного значения средней оптовой цены реализации авиационного керосина.

Добавим, что президент РФ Владимир Путин поручил выделить из резервного фонда правительства до 1 нояб­ря средства авиакомпаниям на компенсацию растущей стоимости авиатоплива.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions