+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.09.2021 12:16:55
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Бум BIM

Возможности технологии информационного моделирования поражают воображение и сулят едва ли не переход в новую эру. Но как BIM принимает российский рынок? И так ли всемогуща эта технология?
3D-мир

Когда говорят о BIM-технологии, чаще всего подразумевают создание в специализированных программах 3D-геометрии здания, наполненной атрибутивной информацией (о материалах, артикулах, ценах). BIM-технологии применялись на олимпийских объектах Сочи-2014 (с их помощью построены все ледовые дворцы, стадион и санно-бобслейная трасса), стадионах FIFA 2018, при постройке «Лахта Центра» в Санкт-Петербурге и высотных зданий ММДЦ «Москва-Сити», перечисляет генеральный директор группы компаний «Содис Лаб» Андрей Шахраманьян.

Использование BIM-технологий обеспечивает дата-центричный подход к управлению информацией на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства, подчеркнул А. Шахраманьян. По его словам, от используемых ранее способов работы этот инструментарий отличается тем, что дает возможность использовать один источник информации для разных специалистов.

Чем же BIM-технология так привлекает архитекторов? Партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков выделил пять важных факторов.

Во-первых, с BIM обмен информацией с клиентами и другими участниками девелоперского проекта (к примеру, инженерами-строителями) становится гораздо оперативнее и проще. Трехмерная модель кейса может с легкостью использоваться на разных устройствах и платформах, создавая возможность всем сторонам полноценно визуализировать дизайн и отслеживать корректность выполнения работ. Все данные, предоставленные партнерами, также могут быть переданы и гарантированно включены в модель BIM.

Во-вторых, BIM и специальное архитектурное ПО позволяют легко и оперативно создать базовую трехмерную модель первоначальной концепции кейса и наложить ее на точные данные площадки. Это дает клиентам лучшее понимание предлагаемого дизайна и возможности по его внедрению, позволяет вносить любые коррективы на ранней стадии реализации – еще до того, как слишком много времени будет потрачено впустую.

В-третьих, любое архитектурное проектирование – итеративный процесс, и реализация работ ведется одновременно с анализом полученных результатов и корректировкой предыдущих этапов деятельности. Различных изменений в документации следует ожидать даже на самой первой стадии планирования. Без помощи BIM обновление схем, планов крыш, разрезов, фасадов и спецификаций занимает очень много времени.

В-четвертых, с BIM проекты становятся как никогда ранее детализированными и точными, что приводит к меньшему количеству непредвиденных проблем, незапланированных финансовых и временных издержек во время строительства. «Ювелирность спроектированных деталей, устранение противоречий между компонентами до начала реализации работ – ключ к созданию качественных зданий», – подчеркнул А. Стариков. Кроме того, цифровое моделирование помогает сделать затраты на девелоперский цикл более прогнозируемыми и понятными, что дает клиентам уверенность в том, что кейс будет реализован в срок и в рамках бюджета.

Наконец, за минувшее десятилетие BIM-системы получили широкую поддержку правительств разных стран мира. В России профильные органы власти также все более четко обозначают контуры стратегии повсеместного внедрения цифрового планирования на рынке недвижимости. Важно подчеркнуть, что по мере того, как BIM-технология становится все более близкой к принятию в качестве отраслевой нормы, она будет продолжать развиваться и совершенствоваться. Все это еще больше увеличивает разрыв в показателях производительности между 2D CAD и 3D BIM. Клиенты, ориентируясь на рынок и тенденции, будут требовать от своих архитекторов большего – будь то сложная визуализация или более сжатый график проектирования. В будущем архитекторы, использующие преимущественно 2D САD, могут оказаться в невыгодном положении.

В прошлом году было принято решение форсировать процесс модернизации строительной отрасли и перевести с 1 января 2022 года процесс проектирования и строительства на технологии BIM (для начала для объектов, финансируемых из госбюджета).

Благодаря этим изменениям технологии BIM-проектирования начинают внед­рять практически во все строительные проекты, подчеркнул генеральный директор ООО «Инженерное дело» Кирилл Чебаков. В первую очередь это касается площадок под реновацию, где технология необходима для согласования проекта на ранних стадиях.

Готовность под вопросом

Несмотря на все плюсы, BIM-технология вовсе не так часто используется в реальной работе, как могло бы показаться. По данным консалтингового агентства «Конкуратор», на BIM-моделирование в России перешло не более 22% компаний. «Распространение технологии информационного моделирования и BIM-инструментов различается от региона к региону. Чем дальше от Москвы, тем реже наблюдается применение этой технологии», – уточнил заместитель генерального директора Renga Software Максим Нечипоренко.

А. Стариков выделяет среди моментов, препятствующих развитию BIM в России, дефицит квалифицированных специалистов и проблему кадровой ротации. Стоит также учитывать, что даже у участников одного проекта работа может быть организована на разном уровне. «Отсутствие схем электронного документооборота и общепринятого стандарта передачи данных по кейсам может снизить потенциал скоростного обмена информацией», – добавляет А. Стариков. Кроме того, пока даже не все инженерные системы могут полноценно проектироваться в BIM-среде, отметил эксперт по автоматизации зданий и BIM IT-компании «Крок» Дмитрий Кузнецов. Например, стандартный функционал программного обеспечения BIM пока не позволяет проектировать кабельные системы и системы связи. В итоге создается ситуация, когда часть команды работает полностью в BIM, а часть вынуждена отдельные документы выпускать в других средах проектирования.

И, конечно, нельзя не упомянуть очевидный факт: интеграция BIM, приобретение и освоение специального программного обеспечения, перенастрой­ка бизнес-процессов связаны со значительными расходами. Кроме того, потребуется глобальное техническое переоснащение офиса. Поиск хорошего поставщика такой техники не самое простое занятие даже для организаций с большим опытом. Кроме того, девальвация рубля в минувшем году негативно повлияла на стоимость компьютерного оборудования, которое полностью состоит из импортных компонентов. Процесс перехода растянут во времени, что может привести к значимой финансовой нагрузке для организации, а дивидендов от использования технологии придется ждать не менее 2 лет, подчеркнул А. Стариков. «Огромное количество предприятий в России и СНГ до сих пор проектируют в 2D, так как просто не могут себе позволить приобрести западные BIM-системы», – согласился с ним М. Нечипоренко.

А. Шахраманьян добавляет, что использование BIM-моделирования в России ограничивает использование данных за контурами безопасности крупных промышленных объектов и госкорпораций, потому что известные зарубежные поставщики программных продуктов для BIM размещают свои серверы в США и других странах. Также существует фактор санкций. Например, разработчик систем автоматизированного проектирования Autodesk запретил поставлять свои продукты ряду российских компаний из сферы военно-промышленного комплекса.

И все же эксперты сходятся во мнении, что за BIM – будущее проектирования. Наиболее актуально использование технологии для средних и крупных проектов. Особенно если не ограничивать использование BIM-технологии исключительно этапами проектирования и строительства, а использовать ее еще и на этапе эксплуатации. Именно так можно будет проследить основной эффект от использования BIM-технологии.

О лучших практиках применения BIM-технологий, современных тенденциях и препятствиях на отечественном рынке читайте в полной версии материала под заголовком «Три измерения BIM» в № 1 журнала Смарт-Партнер Индустрия.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions