+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.07.2021 17:21:33
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Бизнес сопротивляется переезду Большого морского порта Петербурга в Усть-Лугу

В ближайший месяц, до 1 августа, Минтранс должен принять решение о целесообразности вывода Большого морского порта Петербурга в Усть-Лугу. Накануне к работе приступила межведомственная рабочая группа. Инициатор переезда – совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев. Пока ответ на запрос РЖД-Партнера пресс-служба компании не дала. Эксперты и бизнес, опрошенные РЖД-Партнером, считают перенос портовых мощностей непродуманной и неподготовленной инициативой.
Переезд – это к большой стройке

А. Бокарев предлагает перенести в Усть-Лугу более 20 портовых терминалов и предприятий, Балтийский завод, Северную верфь, Адмиралтейские верфи, а также Кировский завод. На эти цели потребуется около 400 млрд руб. Освободившиеся 600 га земли будут отданы под редевелопмент, в ближайшие 15 лет на территории построят около 5 млн кв. м недвижимости (3,64 млн кв. м – жилая застройка комфорт- и бизнес-класса, 778 тыс. кв. м – коммерческая застройка и 347 тыс. кв. м – социальные объекты). Обращение с таким предложением инициатор отправил президенту России.

Прогнозируемая выручка резидентов – 130 млрд руб. в год, а после завершения строительства – 1,5 трлн руб. в год, или более 1% ВВП России, налоговые платежи в бюджет – 84 млрд руб. Инициатор сравнивает масштаб проекта со строительством объектов для Олимпиады в Сочи в 2014 году и освоением острова Русский.

Директор по логистике «Уралкалия» Владислав Ковшов на совещании у замминистра транспорта заявил, что срок переноса терминалов из Большого порта за пределы Санкт-Петербурга составит не менее 10 лет. Заявлено, что за этот срок стивидоры построят новые терминалы, но прежде они должны получить «конкретные земельные участки» в акватории Балтийского моря. Первым о протоколе совещания написала «Фонтанка». РЖД-Партнер направил запросы в пресс-службы Минтранса и «Уралкалия», ответы пока не получены.

Первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция», доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета, к. э. н. Светлана Воронцова рассказала РЖД-Партнеру, что возможный экономический эффект может быть связан с градостроительным преобразованием портовых районов, с другим функциональным использованием территории и улучшением экологической обстановки. «Но эти предполагаемые экономические эффекты должны подтверждаться конкретными расчетами и сравниваться с теми потерями, которые понесет город в части налогов и занятости, стивидорные компании – в части рисков потери доходов и значительных затрат на строительство портовой инфраструктуры в Ленинградской области, а компании, обеспечивающие работу порта, в части потери заказов и т. д.», – отметила она.

Бизнес подсчитывает будущие убытки

Большой порт Санкт-Петербург обеспечивает перевалку свыше 40% от общего объема импортных грузов и около 46% от общего объема контейнерного грузопотока морских портов страны. Порт в Усть-Луге, который находится в Лужской губе Финского залива, в Кингисеппском районе, вряд ли сможет обеспечить такой объем перевалки, считает С. Воронцова. «Я считаю, что любая инициатива должна быть обоснована социально-экономической, градостроительной и экологической целесообразностью и эффективностью. К сожалению, я не видела какого-либо документа, в котором бы комплексно рассматривались вопросы переноса терминалов Большого порта Санкт-Петербург в Ленинградскую область. В связи с отсутствием технико-экономического обоснования редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург говорить о целесообразности данной инициативы преждевременно. Сначала должен быть выполнен всесторонний анализ экономических, социальных и экологических последствий переноса части терминалов Большого порта Санкт-Петербург за границы плотной городской застройки, проведена оценка доходности от различного функционального использования портовых территорий, рассчитаны затраты на перенос терминалов и определены источники финансирования данного проекта, а затем можно будет говорить о целесообразности его реализации», – считает она.

Эксперт полагает, что данное решение могут лоббировать сразу несколько сторон: владельцы портовых терминалов, расположенных в Ленинградской области, и крупные строительные компании, для которых в случае редевелопмента Большого порта появится большой объем работы.

В письме к президенту России инициатор переноса Большого порта упоминает об экологических проблемах. Однако  независимый эксперт в области транспортной и железнодорожной транспортной логистики, к. э. н. Мария Никитина говорит, что с точки зрения экологии пылящие грузы и опасные технологии и так тяготеют к более отдаленным локациям. «Так, за последние семь лет уголь полностью перешел из Санкт-Петербурга в Мурманск и Усть-Лугу. Однако открытые пылящие способы перевалки не менее вредны не только горожанам, но и жителям поселков. Все же неэтично рассуждать, о том, что травить поселок – это хорошо, а город – плохо. Поэтому опасные и пылящие грузы переходят на более экологически чистые технологии перевалки в принципе. Пример – пневмовакуумный (изолированный) глиноземный терминал в густонаселенном туристическом Дубае», – считает М. Никитина.

Кроме того, эксперт отдельно подчеркивает, что инициатор переноса портовых мощностей за пределы Санкт-Петербурга не предлагает никакого развития. «Просто те же грузы за деньги (большие!) переедут из одного места в другое. То есть, кроме дополнительных затрат, никакой мультипликации, эффектов не видно. А такие крупные города, как Роттердам, Сингапур и пр., не только не страдают, но даже процветают именно за счет портов. То же касается и Санкт-Петербурга, бюджет доходов которого во многом базируется на поступлениях, связанных с грузооборотом», – говорит она.

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) и вовсе заявляет о стагнации и параличе одного из самых крупных российских транспортно-логистических узлов в случае реализации проекта. Заявлено, что в обращении к президенту А. Бокарев «не говорит о механизмах компенсации бизнесу всех понесенных фактических затрат на переезд, вложенных и будущих инвестиций, утраченной прибыли; под угрозой – исполнение обязательств перед белорусскими партнерами по перевалке их нефтепродуктов, договор на которую подписан высшим руководством государств».

Попытка – Усть-Луга. Были Приморск и Бронка

Попытки перенести терминалы из петербургского порта предпринимаются последние 30 лет. Но каждый раз на эти цели в городском бюджете не хватало средств. Десять лет назад чиновники Смольного предложили переложить затраты на федеральный уровень и вывести Большой порт за городские пределы по программе развития российских портов.

Три года назад, в 2018-м, о переносе Большого порта рассуждал губернатор Санкт-Петербурга в тот период Георгий Полтавченко. Он заявлял, что перенос портовых мощностей должен быть осуществлен только по принципу – сначала условия для перехода основных операторов за пределы Санкт-Петербурга создаются, а только потом территория под создание новой городской среды освобождается.

Однако, напомним, тогда в Смольном так и не смогли договориться, куда же именно выводить портовые мощности. Игорь Албин, тогдашний заместитель губернатора Санкт-Петербурга, говорил о переносе портовых мощностей в Приморск. Сам же Г. Полтавченко считал оптимальным для переноса порта с городских территорий порт Бронка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions