+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.11.2021 16:30:43
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Бизнес ищет способы обойти человеческий фактор на пути роботизации производства

Роботам не страшен коронавирус и усталость, но бизнес не готов инвестировать в роботов. В России до сих пор нет полностью роботизированных производств. Робот не может полностью заменить человека на производстве, потому что у последнего не хватает квалификации, к такому выводу пришли участники круглого стола на форуме «Российский промышленник», который в эти дни идет в «Экспофоруме».
Человек, помоги роботу

Москва, Петербург и Татарстан достигли высокой степени автоматизации. Наиболее высокий спрос на роботов, заявляют участники, в Северо-Западном регионе России. Здесь роботы нужны на логистических предприятиях, в медицинском производстве, роботы проводят тесты. Но внедрение роботов тормозит кадровый голод.

«Квалификаций не хватает ни у конечных покупателей, ни у интеграторов – компаний, которые вписывают роботизированные решения в ландшафт промышленных предприятий. На рынке острый дефицит квалифицированных роботистов, инженеров-технологов. Элементарно – на развитие робототехники в России не хватает даже преподавателей, то есть мы пока даже не может обучить учителей», – рассуждает руководитель по развитию образовательного сектора KUKA Наталья Усова.

Чтобы выравнять ситуацию, производители роботов запустили курсы. Обученные на курсах педагоги сами обучают интеграторов. На рынке появились предложения как по однодневному обучению работе с роботами, так и курсы, в которых обещают научить общаться с роботами за три недели. Директор по развитию бизнеса Института инновационных технологий Максим Кораблев рассказывает, что человека работе с роботами иногда учат сами роботы – то есть студента погружают в виртуальную реальность.

«Человек погружается в виртуальную реальность и в ней уже учится работать на цифровом двойнике», – говорит он.

Как считать прибыль?

Однако главная беда на пути робота – не человек, а деньги. Спор за круглым столом показал, что человек так и не научился отличать выгоду от перехода на роботизированные решения. Робот, конечно, не просит повышения зарплаты, но без постоянного обслуживания и модернизации он вообще не может работать.

«Важно разделить эффекты проекта по роботизации производства – это прибыль от обычной деятельности компании, а это – эффект от цифровизации и роботизации. Это сложная задача», – признается коммерческий директор «Альт-Инвест» Андрей Сенов.

Отдельные участники рынка готовы прийти на помощь бизнесу и сами подсчитать экономический эффект – разработан программный продукт для оценки инвестиций, но в России чаще всего интегратор или производитель оборудования показывают все расчеты на бумаге или в чертежах.

«То есть на пальцах показывают. А это, конечно, устаревший способ демонстрации цифровизации. Хотелось бы полномасштабной 3D-визуализации, симуляции – конечный потребитель должен не просто увидеть, но и попробовать в нее погрузиться», – рассуждает исполнительный директор концерна «R-Про» Виктория Литун.

Председатель правления машиностроительного кластера Республики Татарстан Сергей Майоров демонстративно разводит руками – по его мнению, конечный потребитель не в силах даже предсказать конечный итог после внедрения роботизированных решения.

«Заказчики – конечные пользователи роботов очень неграмотные. Они и в самом деле не понимают своей выгоды. Поэтому интеграторы вынуждены вывозить их на предприятия, на которых уже внедрены роботизированные решения. Им не только все показывают и рассчитывают выгоду, для них даже запускают первый пробный заказ. И только после этого заказчик, быть может, примет решение о покупке робота», – констатирует С. Майоров.

Не покупатель, а партнер

Однако к решению о покупке приходят не все потребители. Некоторые, внезапно, решают не покупать роботов, а продавать их и сами выполнять функции интеграторов. Статистика за последний год показывает: их число в России значительно увеличилось, при этом все они имеют заказы, а значит, прибыль от своей деятельности. Но пока они все предлагают одинаковые услуги, признаются участники круглого стола.

«Но в будущем у каждого интегратора появится своя специализация и они завяжут более тесные связи с промышленными предприятиями. Вообще рост числа интеграторов снижает цены на роботов, да и цена внедрения становится доступнее», – продолжает С. Майоров.

Но споры о росте числа интеграторов и росте спроса на роботизированные решения разбиваются, если смотреть на международную статистику.

«Если говорить о международной статистике, то Россия в рейтинге стран, которые применяют робототехнику, незаметна вообще. Количество роботов на российских предприятиях в пределах погрешности. Необходимо обеспечить рост этого показателя, а это значит, что в России должен вырасти объем технологических инноваций. Пока же бизнес опасается, что роботы– это дорого и неэффективно», – резюмирует председатель правления кластера «Креономика» Алексей Кораблев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions