+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.08.2021 09:23:33
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Атака клонов: цифровые двойники на железной дороге

Цифровые двойники окружают нас в повседневной жизни повсеместно. Их роль на железной дороге эксперты обсудили в рамках деловой программы международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо».
Любая модель, и в частности цифровая, – это копия объекта, которая позволяет исследовать его свойства быстрее, дешевле и с учетом большого количества вводных параметров. Как подчеркнул генеральный директор ООО «РЖД-Технологии» Александр Мискарян, дав старт дискуссии, железнодорожная сеть – одно из сложнейших комплексных сооружений, в которое входит и физическая инфраструктура, и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики, и подвижной состав, и всевозможные другие элементы. Поэтому, по его мнению, невозможно переоценить важность моделирования системы железнодорожного транспорта с учетом объемов эксплуатационных затрат, задач, связанных со снижением себестоимости и повышением операционной эффективности.

Это понимают и в ОАО «РЖД». Как рассказал Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», технологии цифровых двойников и BIM-моделирования станут основой экосистемы управления жизненным циклом объектов железнодорожной инфраструктуры. «Мы детально изучили эти две технологии и приняли решение, что мы будем на их основе развивать свою экосистему управления жизненным циклом объектов инфраструктуры. Это был сознательный шаг: мы смотрим не на какие-то отдельные процессы, а на жизненный цикл», – добавил он.

В рамках данного направления ОАО «РЖД» развивает три проекта: единую корпоративную платформу по работе с технической документацией (покрывает весь спектр задач по ведению проектных решений, работе с технической документацией в процессе эксплуатации, сокращает время проведения рутинных операций), АСУ-BIM (реализует функцию управления строительством) и цифровой двойник (контролирует бизнес-процессы эксплуатации).

Денис Зуев, генеральный директор ООО «Синтез-АТ», уточнил, что BIM-система ОАО «РЖД» состоит из двух частей. Первая – это административная часть, которая ведет все бизнес-процессы (планирование, назначение ролей участников, отслеживание бизнес-процесса, указание узких мест). Вторая – работа с самой BIM-моделью. Технология подразумевает наличие 3D-модели с параметрами, которая в конце должна стать эксплуатационной моделью.

Совокупность этих систем, как пояснил Е. Чаркин, образует экосистему, которая позволяет существенно повысить эффективность на всем жизненном цикле объектов капитального строительства. Один из важнейших результатов функционирования этой системы – возможность перейти от обслуживания инфраструктуры по регламенту к обслуживанию по фактическому состоянию, что повышает ресурс объектов и, как следствие, дает прямой экономический эффект в сокращении потерь и издержек всех участников сквозного бизнес-процесса.

Но мало лишь принять решение о внедрении описанных технологий. Денис Симакин, генеральный директор ООО «Современные радио технологии», подчеркнул, что любая система цифрового двойника требует оперативного получения данных из разных источников, и далеко не все источники позволяют с этими данными удобно работать. «Цифровые двойники невозможны без получения данных в режиме онлайн, – согласился с ним А. Мискарян. – Даже по самым скромным оценкам, это минимум 2 млн датчиков. Ими необходимо оперировать, их необходимо обслуживать».

А без подобных датчиков и, соответственно, актуальных данных цифровой двойник – всего лишь макет с набором документации, заявил генеральный директор ООО «Инспарк» Алексей Шмелев. «Макет становится живым, когда появляются актуальные данные, которые надо принять, обработать, верифицировать, визуализировать и т. д. Только после слияния статики и динамики появляется живой макет, который может и управлять объектом», – пояснил он.

Эксперт отметил, что интернет вещей в приложении к концепции цифровых двойников как раз и призван оживить эти системы. Только в этом случае, по мнению А. Шмелева, и появляются различные показательные эффекты – экономия непроизводительных затрат, снижение аварийности, повышение безопасности труда (например, за счет отслеживания местоположения персонала и клиентов, наличия защитных устройств), повышение комфорта персонала и пассажиров (к примеру, умное управление климатом). «А самое главное – цифровой двойник на основе интернета вещей повышает эффективность бизнес-процессов. Если инфраструктура оцифрована и персонал видит в едином информационном пространстве все свое хозяйство, всевозможные ошибки, еще и может их удаленно продиагностировать, это позволяет снизить количество задействованного персонала на местах и повысить оперативность их реагирования. Все это сработает только если цифровой двойник живой, а живым он будет только с использованием интернета вещей», – подчеркнул А. Шмелев.

Стоит также отметить, что тренд на общий перенос вычислительных мощностей и данных в облако не работает в отношении цифровых двойников. Как рассказал руководитель департамента системной интеграции АО «Компания ТрансТелеКом» Константин Болтрукевич, инфраструктуру приходится приземлять с облака на землю, чтобы модель ожила.

В качестве примера эксперт привел проект интегрированных постов автоматизированной диагностики и приема подвижного состава на сортировочных станциях. «Чтобы цифровой двойник подвижного состава функционировал, пришлось обеспечить канал между непосредственно датчиками и серверами, которые обрабатывают информацию со скоростью порядка 20 гигабит в секунду. В центр обработки данных их отправить просто невозможно – это слишком дорого и ненадежно», – рассказал К. Болтрукевич.

Поэтому за счет того, что необходимо создавать инфраструктуру на месте, входной билет в мир цифровых двойников для предприятий поменьше не всегда подъемен, так как они не всегда обладают необходимыми инфраструктурными возможностями в сравнении с гигантами рынка. Решение этой проблемы еще только предстоит найти и распространить. Однако, как считает К. Болтрукевич, чтобы облегчить этот процесс, может быть использована двухуровневая система обработки данных (часть данных обрабатывается на месте, а после уже передается в сеть). По его мнению, этот аспект должен стать важной частью развития технологии цифровых двойников в транспортной системе России.

По словам Е. Чаркина, применение технологий цифровых двойников и BIM-проектирования позволило уже сегодня сократить сроки проектирования и строительства, что чрезвычайно важно с точки зрения амбициозных планов строительства и ремонта железнодорожной инфраструктуры. Кроме того, сократились риски отказов устройств и непроизводительных потерь в процессе эксплуатации. Эксперты предполагают, что дальнейшее расширение применения этих технологий позволит добиться мультипликативного эффекта для повышения эффективности работы всей отрасли железнодорожного транспорта.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions