Смарт-Партнер Индустрия, № 2 (2), ноябрь 2021

Смарт-Партнер Индустрия, № 2 (2), ноябрь 2021

07.11.2021 13:21:00

Утвержденный премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным план цифровой трансформации отечественной экономики предполагает создание национальной системы сбора данных для межотраслевых балансов. В принципе, для этого ничего не придется и выдумывать. Как полагают эксперты, вполне достаточно будет воспользоваться технологиями, которые применяют, например, в Китае или Южной Корее, с адаптацией для России.

Именно в этих странах проросли экономические чудеса. А почвой для этих чудес стал анализ межотраслевых балансов. Некоторые эксперты уже сравнили подобную идею с возвратом к временам Госплана, который собираются поместить в новую компьютерную модель. Или попыткой сотворить мифологизированный фетиш экономистов советской школы.

Ничего общего с тем инструментом, который используют в странах, совершивших экономический рывок вперед, это не имеет. Там ставят узкий круг макроэкономических задач, под которые требуется не только отыскать деньги, но и собрать ресурсы, причем в определенный срок и именно на тех площадках, где требуется сложить все пазлы в инвестпроект.

А в России привыкли прогнозировать наугад, отталкиваясь от прошлогодних темпов развития ВВП. В данном же случае придется анализировать балансы спроса и предложения по отраслям, чтобы сквозь их призму видеть, как будет складываться целостная картина. Межотраслевые балансы в самом общем виде – это не целевое планирование как таковое, а управление госинвестициями в экономику по определенным алгоритмам. Они должны стимулировать частный бизнес развиваться именно в тех нишах, которые должны сгенерировать необходимые ресурсы для выполнения макроэкономических задач. А появится спрос – бизнес в ответ сам найдет способ, как его удовлетворить.

Если подобную цель удалось воплотить на практике в Китае, то вполне возможно это сделать и в РФ. Кто-то скажет, что для этого в стране нет достаточного объема данных. И будет неправ: информационные базы в разных ведомствах есть – в разрозненном и несистематизированном виде. Их следует интегрировать на единой цифровой платформе и прокачать через компьютерную программу. Она же покажет, как в дальнейшем пойдет реализация стратегических задач на межотраслевом уровне.

Будущее цифровизации промышленности эксперты видят именно в решениях для управления данными. Опыт крупных корпораций, к примеру, показывает, что с помощью цифровых технологий можно на 15% сократить выбросы CO2 в энергетике, обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и строительстве. В абсолютных значениях это выбросы, равные по объему в странах ЕС и США.

На подобного типа цели и должны быть разбиты сводные макроэкономические задачи. А дальше необходимо заинтересовать предприятия внедрять соответствующие технологии и оптимизировать работу оборудования. Эти технологии должны быть включены в стратегии компаний и программы инвес­тирования через государственные финансовые институты. Вот для этого и нужна стабильная передача данных с уровня, где они собираются, на уровень, где происходит анализ. Данные надо собрать, структурировать, обеспечить к ним доступ аналитической системе.

Если говорить о машиностроении, то единое отраслевое стандартизированное информационное пространство машино­строения, как полагают специалисты в сфере цифровизации, вполне реально выстроить на основе распределенных систем PDM STEP предприятий. Сами программные интерфейсы могут быть реализованы в виде предметно-ориентированных авто­матизированных рабочих мест, обеспечивающих преобразование данных формата информационной системы конкретного предприятия в соответствии с требованиями межотраслевого протокола и его отраслевых, корпоративных специализаций.

Аналогичную задачу следует поставить и в других отраслях российской индустрии. Если в дополнение к ним будут формироваться выборки из систем ФТС и ФНС, то появится возможность генерировать межотраслевые балансы едва ли не автоматически. А дальше их можно будет структурировать в зависимости от поставленных задач и искать решения, какой сегмент рынка, в каком объеме и как именно следует стимулировать для достижения этих целей.

Правда, судя по развернувшимся дискуссиям, в РФ могут пойти своим путем. Судя по представленным документам в сфере цифровизации, просматривается риск того, что рыночный инструмент межотраслевых балансов могут превратить в некий кнут вместо пряника. Иными словами, все может быть сведено к появлению некоей надстройки наряду с существующими государственными системами типа ГИС «Цифровая аналитическая платформа» и ГАС «Управление» Росстата.

Здесь просматривается риск того, что статистика будет, скорее, порождать новые административные барьеры для промышленных предприятий, а не создавать благоприятные условия для развития частного бизнеса. Тогда сама идея межотраслевых балансов будет дискредитирована, а ожидаемого экономического чуда в России не произойдет.

Новый цифровой продукт должен не служить разведению бюрократии, а помочь правительству сделать определенную выборку из ведомственных систем. Кроме того, попытка выставить новшество в качестве платформы для консолидации всех существующих отраслевых АСУ в рамках некоей объединенной экосистемы рискует затянуть проект на десятилетия. Это, скорее, может служить целью на отдаленную перспективу, поскольку реализация данной задачи потребует колоссальных затрат и усилий, в том числе по перенастройке российского законодательства. А эффект от использования инструмента межотраслевых балансов в индустрии необходимо получить уже в ближайшие годы. И для этого не следует пытаться изобрести велосипед. Достаточно опираться на уже имеющиеся международные практики и рыночные кейсы.

Календарь событий

Конференция Круглый стол Форум Выставка Дискусионный клуб Конгресс Премия Саммит Семинар