+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.12.2017 09:42:00
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок (январь – октябрь 2017 г.)

Объемы как пассажирских, так и грузовых авиаперевозок продолжают расти. Очевидно, что год большинство авиаперевозчиков закончит с результатами, превосходящими 2016-й.
10 месяцев: полет нормальный

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), с начала года российские авиакомпании перевезли 89,9 млн человек, что на 19,3% больше, чем за 10 месяцев 2016-го. Большая часть перевозок осуществлялась во внутреннем сообщении – услугами авиакомпаний воспользовались 53,1 млн пассажиров. Рост этого показателя к аналогичному периоду прошлого года составил 10,5%. В международном сообщении было перевезено 36,8 млн человек, что на 34,8 больше, чем в январе – октябре 2016-го. Причем между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ рост объемов составил 40,9%, до 31,1 млн пассажиров. При этом пассажирооборот вырос на 21,1%.

Наращиванию положительной динамики во многом способствовало развитие не только регулярного сообщения, но и чартерных перевозок. Последние продолжают демонстрировать наиболее высокие темпы роста объема перевозок пассажиров. Так, по данным Росавиации, самую высокую динамику по итогам работы за январь – октябрь 2017 года показали такие компании, как «Северный ветер» – рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 92,3%, до 2,9 млн человек, Red Wings – прибавила 65,7%, транспортировав за указанный период 1,4 млн человек, и «АЗУР эйр» – рост 66% за счет перевозки 3,3 млн пассажиров. Также высокие результаты по итогам 10 месяцев 2017 года показывают «Роял Флайт» и «Икар»: 53 и 47,9% соответственно. При этом самый высокий процент занятости пассажирских кресел у «АЗУР эйр» и «Икара» – 96,6 и 89,6% соответственно.

Еще одна категория российских авиаперевозчиков, которая, правда, пока представлена одной компанией, – это лоукостеры. Российская низкобюджетная авиакомпания «Победа» увеличила процент занятости пассажирских кресел на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, до 94,4%. Напомним, что согласно независимому исследованию крупнейшего российского метапоисковика Aviasales, низкобюджетная авиакомпания «Победа» вновь признана ценовым лидером на российском рынке авиаперевозок. По наполняемости судов с «Победой» могут конкурировать только чартерные перевозчики. Объем перевозки пассажиров за 10 месяцев текущего года лоукостером увеличился незначительно, всего на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 3,7 млн пассажиров. Отметим, что в прошлом октябре авиакомпания занимала шестую позицию в топ-10 крупнейших российских авиаперевозчиков. Сегодня же лоукостер разместился на седьмом месте. На первом месте среди крупнейших авиаперевозчиков компания «Аэрофлот» с результатом 27,7 млн человек по итогам 10 месяцев 2017 года. Это на 13,9% выше показателей прошлого года. На втором месте дочка «Аэрофлота» – авиакомпания «Россия». За январь – октябрь 2017 года она увеличила объем перевозок пассажиров на 44,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За указанный период было перевезено 9,9 млн пассажиров. Среди авиаперевозчиков, входящих в топ-5 крупнейших игроков, «Россия» демонстрирует самые высокие темпы роста как пассажиро-, так и грузооборота. На третьей позиции находится «Сибирь», которая перевезла за указанный период 8,5 млн человек (+2,6% к уровню прошлого года), а на четвертой – компания «Уральские авиалинии», транспортировавшая 6,9 млн пассажиров (+24%). Замыкает пятерку «ЮТейр» с результатом 6,1 млн человек (+9%).

Отметим, что в целом на топ-5 крупнейших российских авиакомпаний приходится 65,7% от всего пассажиропотока и 79,9% от всего грузопотока, перевозимого российскими воздушными перевозчиками.

Быстрая доставка

Топ-5 крупнейших российских авиакомпаний на 20% увеличили объем перевозки грузов и почты за 10 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. За указанный период наибольший объем транспортировала компания «ЭйрБриджКарго», которая занимает первое место в топ-5, – 465,7 тыс. т грузов и почты, перевезя на 13,8% больше товаров, чем в январе – октябре 2016 года. Наиболее высокие темпы роста показателей демонстрирует «Россия», замыкающая рейтинг. Авиаперевозчик нарастил объем перевозок грузов и почты на 83,4% к уровню прошлого года. Это 26,7 тыс. т грузов и почты. На втором месте по объему перевозок находится «Аэрофлот» с результатом 183,9 тыс. т по итогам 10 месяцев работы, что на 33,6% выше 10 месяцев 2016 года. Остальные игроки перевозят не столь большие объемы, и если «Россия» продолжит наращивать показатели такими же темпами, то вполне может сместить «Волгу-Днепр» и «Сибирь», которые традиционно занимают третью и четвертую позиции. Тем более что «Сибирь» по итогам 10 месяцев снизила объемы перевозок грузов и почты на 0,4%, до 28,3 тыс. т. Авиакомпания «Волга-Днепр» транспортировала за указанный период 31,6 тыс. т, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом же топ-5 авиаперевозчиков в январе – октябре 2017 года доставили 736,2 тыс. т.

За 10 месяцев все российские авиаперевозчики транспортировали 921 тыс. т грузов и почты, что на 18,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная доля грузов была перевезена в международном сообщении – 690,8 тыс. т – и увеличилась по итогам работы 10 месяцев 2017 года на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. При этом между Россией и странами СНГ перевезено всего лишь 23,1 тыс. т (+19,4%). Во внутреннем сообщении было транспортировано 230,2 тыс. т. Здесь также можно отметить положительную динамику – рост составил 6,6% по сравнению с показателем прошлого года.

Сегмент авиаперевозок – самый дорогой. Почему же грузы все чаще выбирают именно такой способ доставки? Исполнительный директор логистической компании Nawinia Rus Олег Урван считает, что такой способ подходит только для дорогих и срочных грузов, а также специфических, например электроники (телефоны, компьютеры, различные электронные компоненты и т. п.). При доставке таких товаров, по словам руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрия Суховерши, удорожание транспортировки 1 кг груза незначительно по сравнению со стоимостью самой продукции. «Так, например удорожание стоимости перевозки одного смартфона из стран АТР в Европу на $3–5 несущественно (в процентах от конечной цены) скажется на его стоимости для конечного покупателя, в то время как удорожание любого дешевого товара сегмента FMCG на эту же сумму сделает его неконкурентоспособным», – поясняет эксперт.

В пользу авиасообщения говорит также такой критерий, как точность и сохранность грузов. «Безусловно, сегодня срок доставки стал определяющим, и для некоторых товаров с высокой стоимостью и маленьким весом доставка за 1 день на самолете становится более выгодной и безопасной, чем отправление судном или поездом. Например когда производитель объявляет об одновременном старте продаж новых моделей телефонов во всех странах, сроки в 40 дней на корабле или 15 дней на поезде и угроза срыва поставок могут оказать очень негативное влияние на объемы продаж. Доставку скоропортящихся свежих продуктов для ресторанов также невозможно осуществить с помощью судов и поездов», – заключает генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов.

Таким образом, не удивительно, что медленно, но верно процент коммерческой загрузки постепенно увеличивается. По итогам 10 месяцев текущего года он составил 69%. Это показатель также вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 1%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions