+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.05.2017 11:00:00
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок (январь-апрель 2017 г.)

В преддверии летнего сезона показатели как в пассажирском, так и в грузовом сегментах рынка авиаперевозок показывают значительный рост. Можно ли говорить, что в отрасли наступило потепление?
Открытие сезона

С начала года объем перевозок пассажиров увеличился на 20,8% по сравнению с январем-апрелем 2016-го до 27,1 млн человек. Причем в международном сообщении рост составил 32,5% (10,4 млн пассажиров), во внутреннем – 14,6% (16,8 млн пассажиров). Стоит отметить, что основная доля перевезенных пассажиров, 69,9% или 12 млн человек, приходится на пять крупнейших российских авиакомпаний. Такие данные приводятся в статистике Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). И динамика их показателей постоянно увеличивается. С начала года пассажирооборот крупнейших игроков авиаотрасли увеличился на 23,5%. Возглавляет топ-5 авиакомпания «Аэрофлот», которая с начала года перевезла 9,6 млн пассажиров (+13,3% к уровню прошлого года), за ней следует «Россия» – 2,8 млн пассажиров (+3,3%), на третьем месте «Сибирь» – 2,7 млн пасажиров (+1,2%), далее «ЮТэйр» – 2 млн человек (+21,5%) и «Уральские Авиалинии» – 1,9 млн человек (+27,5%).

Нельзя не отметить и еще некоторых авиаперевозчиков, которые по объемам перевозок, конечно, уступают лидерам рынка, но по темпам роста опережают их в разы. Так, «РОЯЛ ФЛАЙТ» увеличила перевозку пассажиров в 2,5 раза. Во многом этому способствовал запуск чартера из Москвы в Аланью. Кроме того авиакомпания продолжает постепенно наращивать парк, пополняя его Boeing 757-200. Такой же стратегии придерживается авиакомпания «Северный Ветер», которая за 4 месяца 2017 года увеличила свои показатели в 2,1 раза. И, скорее всего, по итогам 5 месяцев продемонстрирует еще большую динамику, так как перевозчик был назначен российской стороной для выполнения регулярных рейсов на договорных линиях: Минеральные Воды – Стамбул – Минеральные Воды и Махачкала – Анталья – Махачкала. В 1,9 раз нарастил показатели авиаперевозчик «ИКАР» и в 1,8 раз – «АЗУР эйр». Все они входят в топ-15 российских авиакомпаний на долю которых приходится 92,6% от всего объема перевозок пассажиров.

В то же время темпы роста перевозок российского лоукостера замедляются. По данным Росавиации, с начала 2017 года объем пассажиров, которые воспользовались услугами «Победы» увеличился на 4,5% и составил 1,3 млн пассажиров. Отметим, что в прошлом году динамика показателей выглядела совсем иначе – за 4 месяца 2016 года рост составил 2,2 раза при тех же объемах перевозок в 1,3 млн пассажиров. Однако по итогам лета текущего года ситуация может измениться. По данным авиаперевозчика, в летнем расписании 2017 года, которое начало действовать с 26 марта, компания увеличила частоту полетов на региональных направлениях на 46,9% по сравнению с частотой летнего расписания прошлого года. В летнем сезоне 2017 года запланировано выполнение 3012 рейсов без посадки в Москве, против 2050 выполненных региональных рейсов в летнем расписании 2016 года.

Напомним, что лоукостер входит в Группу компаний «Аэрофлот», которая за четыре месяца 2017 года перевезла 14,1 млн пассажиров, что на 15,9% превышает результат аналогичного периода прошлого года. «Динамика показателей в международном сегменте обусловлена устойчивым спросом на фоне укрепления рубля. Положительное влияние на международные перевозки также оказали увеличение частотности и открытие новых рейсов по полученным допускам на выполнение международных маршрутов, развитие авиакомпанией «Россия» сотрудничества с туристическими операторами, развитие международной сети авиакомпанией «Победа»», - прокомментировали в пресс-службе ГК «Аэрофлот».

Груз становится в приоритете

С начала года объем перевозок грузов и почты российскими авиакомпаниями вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 2,4 млн т грузов и почты. В международном сообщении было доставлено 2,1 млн т грузов и почты, что на 24,5% выше, чем за первые 4 месяца 2016 года. Во внутреннем сообщении рост показателя составил 12,2%. по итогам работы в январе-апреле объем перевозок в данном сегменте составил 262,5 тыс. т грузов и почты. Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша полагает, что в дальнейшем будет рост грузовых авиаперевозок будет только усиливаться по причине увеличения доли международных онлайн платформ (Amazon, Ali-Express и т.д.) в международных продажах, а соответственно и доля небольших и срочных грузов будет увеличиваться. Однако этого нельзя сказать о стоимости доставки грузов и почты по воздуху. «На стоимость авиапеервозок всегда оказывает влияние не только себестоимость самой транспортировки, но и сезонность, востребованность данного маршрута, наличие конкурентов на данном направлении, другие факторы. Поэтому при снижении себестоимости перевозок, а это постоянный и стандартный процесс, стоимость авиафрахта в высокий сезон или на безальтернативном маршруте все равно будет высокой, ведь такова конъюнктура рынка», – заключает эксперт.

При этом за 4 месяца 2017 года 5 крупнейших российских авиакомпаний нарастили объем перевозок грузов и почты на 23,1% до 276 тыс. т. На долю «ЭйрБриджКарго», лидера в данном сегменте, приходится 64% всех перевезенных грузов и почты топ-5 авиакомпаний. На «Аэрофлот», который занимает 2 место по объемам перевозок, - 25%. Доля «Волга-Днепр», специализированного грузового авиаперевозчика, составила по итогам 4 месяцев 4%, а «Сибири» и «России» - 3,8% и 3,2% соответственно.

Наибольшую динамику роста демонстрирует авиакомпания «Россия», которая пока занимает последнюю строчку рейтинга, но при темпах роста более чем в 3 раза по итогам лишь 4 месяцев 2017 года, скорее всего это не надолго, учитывая, что компании, занимающие 3 и 4 позиции перевезли на сегодняшний момент всего лишь на 2,8 тыс. т и на 1,6 тыс. т соответственно. Стоит отметить, что на долю 5 крупнейших игроков отрасли приходится 79,9% всех воздушных грузоперевозок. «За последние два-три года на рынке грузовых авиаперевозок грузооборот увеличился на 7%. В дальнейшем он будет только расти. Конкуренция среди перевозчиков, бесспорно, усилится, но на цены это существенно не повлияет», - прогнозирует руководитель направления авиаперевозок «ПЭК» Сергей Тарасенко. По его словам, рост объема перевозок грузов и почты пассажирскими авиакомпаниями связан с общим подъемом экономики, образованием и развитием устойчивых деловых связей между регионами, чему способствовали, в свою очередь, санкции и курс на импортозамещение. Свое влияние оказало и резкое увеличение бортов и городов прибытия. Среди игроков, входящих в топ-15 перевозчиков также можно выделить авиакомпанию «ВИМ-АВИА», которая демонстрирует впечатляющие показатели – рост за 4 месяца 2017 года составил более чем 3 раза. Авиаперевозчик «АТРАН» нарастил объем перерабатываемых грузов и почты более чем в 2 раза, а «Авиастар-ТУ» и «АВИАКОН ЦИТОТРАНС» - на 63,2% и 57,2% соответственно.

На вотчину специализированных грузовых авиперевозчиков сегодня все чаще покушаются традиционно пассажирские авиакомпании. Во-первых, как отмечает начальник отдела авиаперевозок логистической компании «ДАКСЕР» Наталия Шувалова, в разы увеличился объем перевозимой почты. «Многие агенты сконцентрировались именно на почтовых отправках, потому что это довольно перспективное направление в авиаперевозках», - поясняет она. А, во-вторых, никто не хочет упускать выгоды, особенно в столь экономически турбулентные времена. «С момента введения ограничений на перевозку литий-ионных батарей на пассажирских судах, произошло перераспределение грузопотока электроники в сторону грузовых авиакомпаний. В остальном разница только в габаритах упаковки - если партия с определенными габаритами проходит на пассажирское воздушное судно и нет запретов, то предпочтение отдается пассажирской авиакомпании, так как тариф зачастую ниже, чем у грузовых авиакомпаний», - отмечает Н. Шувалова.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions