+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.12.2018 16:28:44
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок в 2018 году

2018 год стал непростым для авиационной отрасли России: был внесен ряд инициатив, произошло несколько инцидентов с авиакомпаниями (банкротство, намерение отказаться от эксплуатации SSJ-100 и т. д.), цены на топливо росли, а компании отчитывались о росте пассажиро- и грузопотока. Каковы последние показатели по грузообороту и пассажиропотоку российской авиационной отрасли и чего ждать в 2019 году – в годовом обзоре РЖД-Партнера.
Грузы

По данным Росавиации, за 10 месяцев этого года (январь – октябрь) грузооборот вырос в целом на 0,6%. За это время было перевезено 6,470 млрд т-км, тогда как годом ранее – 6,429 млрд т-км.

Объем грузооборота на международных перевозках вырос на 0,8%. При этом если между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ он вырос на 0,9%, то между Россией и странами СНГ, наоборот, упал на 13,8%.

Перевозка грузов и почты выросла за отчетный период в целом на 1,1%, до 964 тыс.т, на международных перевозках – на 0,5%, до 727,5 тыс. т, на внутренних – на 2,8%, до 236,5 тыс. т.

Что касается конкретных авиакомпаний, наибольший объем роста перевозки грузов и почты и грузооборота демонстрируют «Авиастар-ТУ» (рост на 14,1%), «ЧукотАВИА» (на 5,8%), «Победа» (рост в 17 раз), «Ред Вингс» (на 389,2%), «Космос» (344,7%), «224 летный отряд» (на 532,9%).

При этом сокращение перевозки зафиксировано у следующих авиакомпаний: «Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Волга-Днепр», «Уральские авиалинии», «АТРАН», «Якутия», «Алроса», «Ямал» и «Нордавиа – региональные авиалинии».

В целом же по сумме авиакомпаний объем перевозок вырос на 2,9%.

О наибольшем увеличении грузооборота отчитываются «Авиастар-ТУ» (на 29,2%), «224 летный отряд» (на 530,5%), «Ред Вингс» (525,8%), «Космос» (на 299,3%), «Победа» (в 17 раз).

У компании «Аэрофлот» объем грузооборота вырос на 0,8%, а по сумме авиакомпаний – на 1,6%.

Пассажиры

По данным Росавиации, в январе – ноябре авиакомпании РФ перевезли 107,8 млн пассажиров, что на 10,6% больше, чем годом ранее. Пассажирооборот составил 265,6 млрд пасс.-км.

Процент занятости кресел увеличился до 84,2%, а процент коммерческой загрузки – до 71,3%.

Наиболее высокий рост пассажирооборота демонстрирует компания «Ред Вингс» (на 78,4%) «Победа» (на 67,2%), «Роял Флайт» (на 21,5%) и «Азимут» (в 20 раз).

Пассажирооборот «Аэрофлота» вырос всего на 6,2%, гораздо меньше, чем, скажем, у «Сибири» (рост на 15,8%) или «Уральских авиалиний» (рост на 14,3%).

В то же время о сокращении пассажиропотока говорят данные «Газпром авиа», «Саратовских авиалиний», «Комиавиатранса» и ЗАО "ЮТэйр".

Процент занятости пассажирских кресел в целом по гражданской авиации вырос на 0,8%.

Полеты

С января по ноябрь этого года, по информации Госкорпорации по ОрВД, российские авиадиспетчеры обслужили в верхнем воздушном пространстве страны более 1,55 млн полетов. По сравнению с показателем прошлого года этот показатель увеличился на 10%.

На международных воздушных линиях было выполнено 802,7 тыс. полетов (рост на 10,4%), включая 275,4 тыс. транзитных полетов. Число внутренних полетов составило 748,3 тыс.

Главные события 2018 года

Во-первых, был принят ряд законодательных и системных изменений: авиакомпаниям РФ официально разрешили отстранять дебоширов от полетов; Госдума приняла закон о порядке обложения аэропортовых услуг НДС; авиаперевозчикам увеличили штраф за задержку рейса; в России началось создание беспилотной авиатранспортной сети.

Кроме того, авиакомпания «Россия» ужесточила меры против курения на борту; после длительного перерыва «Аэрофлот» возобновил рейсы в Каир; Ространснадзор выдал предписание приостановить эксплуатацию всех Ан-148; авиакомпании массово пожаловались на дефицит пилотов.

Во-вторых, в строй был введен ряд объектов (как новых, так и после реконструкции). В частности, была завершена реконструкция аэропортов Норильск, Саранск, Ульяновск (Баратаевка); новые аэропорты открылись в Туркмении (международный) и в Симферополе; в аэропорту Стригино (Нижний Новгород) были введены в эксплуатацию реконструированная ВПП и новая вышка командно-диспетчерского пункта; в эксплуатацию была введена новая искусственная взлетно-посадочная полоса в аэропорту Байкал (Улан-Удэ, Республика Бурятия). С 2 октября компания «Азимут» восстановила авиасообщение между Псковом и Москвой.

В-третьих, началось обсуждение целого ряда инициатив. К примеру, перевод иностранных воздушных судов в российский реестр, перенос сервисов систем бронирования в РФ.

Отдельно остановимся на ситуации с «Аэрофлотом». Признанный в этом году лучшей международной авиакомпанией в Европе, он увеличил габариты ручной клади пассажиров, которую они могут провозить в кабине самолета, продолжил брать в эксплуатацию Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) (сейчас их в компании 50); выкупил у акционеров 4,3% своих акций; повысил топливные сборы второй раз за это полугодие; ушел с сахалинского рынка (на этой линии осталась дочерняя компания «Россия»).

Кстати, субсидирование региональных воздушных перевозок на Дальнем Востоке активно обсуждалось в течение последнего полугода. Сахалинские депутаты попросили федеральный центр увеличить субсидирование. Но обвинение в невыполнении социальных обязательств перед жителями Дальнего Востока «Аэрофлот» категорически опроверг.

В-четвертых, не стал исключением уходящий год на трагические события. 11 февраля самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», выполнявший рейс 6W703 из Москвы в Орск, потерпел катастрофу в Московской области. Погиб 71 человек, включая членов экипажа. Официальная причина катастрофы – неверные действия экипажа. После катастрофы Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании. «Саратовские авиалинии» прекратили полеты 31 мая.

Широкое обсуждение получила в этом году также работа самолета российского производства Sukhoi Superjet 100. Причем дискуссии возникли с самого начала года: SSJ-100 после посадки выкатывался за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Якутии, вынужденно возвращался в аэропорт Шереметьево по технической причине и по причине отсутствия технической поддержки в аэропорту Ханты-Мансийска, совершал аварийную посадку в Санкт-Петербурге из Иркутска из-за отказа двигателя до ложного срабатывания пожарной сигнализации и т. д.

После инцидента авиакомпания «Якутия» заявила, что может вернуть лизингодателю SSJ-100. Но официального подтверждения этого решения не было.

Чего ждать в 2019 году

Одним из главных событий следующего года должна стать продажа 10% аэропорта Шереметьево, анонсированная еще в начале года. Перенос продажи объяснили увеличением стоимости актива из-за факторов, ранее не включенных в модель развития аэропорта: приход авиакомпании «Россия» и резкое увеличение перевозок Nordwind. По оценкам аналитиков, стоимость Шереметьево составляет 150–170 млрд руб.

В 2019 году продолжится реконструкция аэропортов России. А именно – должно начаться строительство современного аэровокзала в аэропорту Петрозаводска, новой взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Благовещенск (Игнатьево), открыться беспосадочный авиарейс Владивосток – Санкт-Петербург, новый терминал внутренних авиалиний аэропорта Хабаровск; окончены работы по модернизации аэропорта Южно-Сахалинск; введены в эксплуатацию оставшиеся объекты аэродромной инфраструктуры в аэропорту Байкал.

Необходимый объем финансирования из федерального бюджета на реконструкцию аэропортов с 2019-го по 2024 год составляет 166 млрд руб.

Добавим, что по инициативе Росавиации субсидирование пассажирских авиаперевозок на Дальний Восток, в Симферополь и Калининград будет осуществляться круглый год – не с 1 марта по 1 декабря, а с 1 января по 31 декабря. Также одобрено предложение Росавиации включить в категорию граждан с правом на приобретение авиабилета по специальному тарифу для членов многодетных семей.

Не исключено и введение ряда платных услуг. Так, авиакомпания «Победа», может начать взимать плату за бумажные стаканчики для воды в самолетах, а также сделать платной регистрацию в российских аэропортах.

Кроме того, в следующем году должен быть впервые продемонстрирован в России самолет МС-21. Предполагается показать самолет сразу с интерьером. Кроме того, в начале года дополнительные сертификационные испытания на базе аэропорта города Мирного (Якутия) пройдет новый вертолет Ми-38-2.

Что касается тенденций отрасли, эксперты прогнозируют продолжение роста спроса на пилотов мировой, в том числе и в России, а также возможное создание Минтрансом России авиационного хаба в Сибири.

При этом РФ, по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, рассчитывает на увеличение спроса на SSJ-100 на зарубежных рынках.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions