+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.03.2023 10:00:00
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Облететь санкции

Закрытие воздушного пространства ЕС, рост цен на авиатопливо, уход перевозчиков со многих направлений, изменение маршрутной сети и резкий спад в пассажиропотоке – это далеко не полный перечень последствий, с которыми столкнулась авиаотрасль в 2022 году. Больше года остаются закрытыми 11 южных аэропортов страны. Авиаперевозчики как никогда ждут поддержки и развития отечественного авиастроения, а эксперты рынка указывают на необходимость развития ­­зарубежной авиатехники.  

Выйти на новый этап

Изменение внешнеполитической ситуации и отказ международных аэропортов принимать российские самолеты обернулись целым рядом последствий для российской авиаотрасли: запретом на поставки авиатехники, в том числе Boeing и Airbus, составлявших основу российского авиапарка, запретом на страхование и техобслуживание российских воздушных судов, требованием к международным лизинговым компаниям о возврате находящихся в эксплуатации у наших компаний самолетов и т.д.

«В Россию перестали летать практически все европейские и американские авиаперевозчики. Те, кто остался, ввели жесткие процедуры проверки грузов. Российские авиакомпании, за редким исключением, потеряли право летать за рубеж. От авиаперевозчиков потребовалась высокая адаптивность к внезапным изменениям во всем – от маршрутов до схем проведения платежей контрагентам. Однако авиаотрасль смогла оперативно предложить российским участникам внешнеэкономической деятельности новые маршруты и новую географию доставки грузов», - говорит руководитель департамента авиаперевозок STALOGISTIC по РФ Маргарита Фаустова.

В прошлом году перевозчики искали альтернативные пути поставки запчастей для самолетов. Кроме того, пришло понимание того, что импортная техника так или иначе будет заменяться на российскую: было заявлено про производство отечественных самолетов нового поколения MC-21, SSJ, Ту-204/214.

По данным Росстата, грузооборот воздушного транспорта по итогам 2022 года составил 2,8 млрд т-км, что на 69,3% ниже грузооборота 2021-го. Эта динамика объясняется санкционными ограничениями на множество товаров и запрет на полеты российских самолетов в большинство стран мира, включая страны Юго-Восточном Азии, откуда традиционно шел большой поток авиаперевозок.

«Нехватка бортов вынудила искать обходные маршруты с авиалиниями, которые ранее не использовались для перевозки грузов или использовались крайне редко. В первые месяцы после принятия санкций рынок находился в состоянии шока, неопределенности и ожидания. Однако уже к середине года импортеры стали искать альтернативные источники и маршруты поставок. Многие были вынуждены перевести весь объем грузов на авиа, чтобы компенсировать сокращение наземных и морских перевозок. Появились новые авиамаршруты, начало наращиваться грузовое сообщение со странами, с которыми ранее оно было минимальным», - добавляет М.Фаустова.

В прошлом году для российской отрасли авиационных грузоперевозок начался новый этап развития, отмечает коммерческий директор авиакомпании «Волга-Днепр» Алина Григорук. «Сложившаяся ранее модель, во многом ориентированная на развитие транзитного потенциала России, в момент оказалась нерабочей. Страны ЕС и Северной Америки оказались закрыты для полетов российских компаний. Однако та часть отраслевой модели, которая была связана с внутренним рынком, продолжает развитие», - говорит она.

Одним из ключевых событий в отрасли в прошлом году Алина Григорук называет оперативную перестройку цепочек поставок заказчиками авиаперевозок. Из-за санкций изменилась география перевозок, ушли некоторые категории грузов. С российского рынка ушли многие крупные западные логистические провайдеры, имевшие глобальный пул заказчиков. Более того, для российских авиакомпаний значительно возросли санкционные риски и ограничения. Например, «Волга-Днепр» сталкивалась с ограничением при заправке самолетов компании, которые выполняли чартерные рейсы.

Кроме того, особенно ощутимым стал уход с рынка Аэрофлота, AirBridgeCargo по многим направлениям. Все это обусловило рост цен на грузовые авиаперевозки и увеличение срока отгрузки, обусловленное ограниченным количеством авиакомпании на рынке перевозок в РФ. «Из-за санкций многие грузовые агенты из Европы, Америки, Японии и других стран, поддержавших санкции, перестали осуществлять отправки на РФ, что заставляет изыскивать новые маршруты и обходные схемы, которые неумолимо валяют на транзитные сроки и стоимость перевозок товаров», - делится соучредитель Группы Компаний «СЛК» (Сервисная Логистическая Компания) Дмитрий Аржаных. Он добавляет, что в прошлом году нарушение сроков доставки в некоторых случаях привело к абсолютной нецелесообразности отправлять грузы авиатранспортом. Например, в Турции в декабре глубина букинга составляла 2-2,5 недели, что сопоставимо по сроками доставки грузов сухопутным путем.

Номенклатура - не изменилась

Подводя итоги работы отрасли в 2022 году, большинство компаний и экспертов говорят о том, что в общей массе номенклатура перевозимых грузов авиасообщением не изменилась.

Как отмечает Д.Аржаных, как правило, основные номенклатуры сегодня – это срочные, требующие специальных условий доставки грузы, фармацевтика, лабораторные образцы, медпрепараты и дорогостоящие грузы. При этом в связи с распределением грузопотока из Европы в Китай увеличился сегмент поставки оборудования, электрокомпонентов и комплектующих.

На том, что изменилась в прошлом году география стран-экспортеров в отличие от номенклатуры грузов, останавливается и М. Фаустова. Она указывает на то, что место европейских стран и США заняли Турция, ЮАР, Япония, Китай, страны Юго-Восточной Азии. Объем импорта в 2022 году остался примерно на том же уровне, что и в 2021 году.

Отсутствие значительных изменений в структуре категорий перевозимых грузов А.Григорук объясняет устоявшимися правилами в логистике. Грузы, традиционно тяготеющие к модели «низкая себестоимость/значительные сроки перевозок» на авиацию, не перейдут. Только если на короткое время в связи с проблемами доставки по традиционным каналам. Однако сейчас возрос спрос со стороны ряда российских отраслей, где предприятия перестроили географию цепочек поставок, и авиация стала приемлемым логистическим каналом. Также выросло число B2B экспресс-отправок и заявок, что стало следствием ухода с российского рынка глобальных игроков, говорит она.

В целом в настоящее время продолжаются перевозки с концентрацией на внутренние. По прогнозам авиакомпании «Россия», открытие перевозок в/из КНР увеличит количество перевозимого груза. Вместе с тем, объективно стало меньше перевозок грузов для медицинских целей (маски, перчатки, антисептики и пр.), но больше стало e-commerce (Wildberries, Ozon и других интернет магазинов).

Нехватка на фоне оживления

Меры государственной поддержки авиации в 2022 году были беспрецедентными. По данным Росавиации, общая сумма государственной поддержки предприятиям и организациям гражданской авиации, направленная на нивелирование влияния санкционных ограничений и поддержку воздушных перевозок, составила в 2022 году 174,2 млрд рублей. Но проблем и сложностей на рынке авиаперевозок в 2022 году стало только больше.

Сегодня рынок авиаперевозок переживает оживление, говорит руководитель департамента авиаперевозок STALOGISTIC по РФ. Возобновилось регулярное авиасообщение с Китаем. Ряд российских самолетов переведен в Единый государственный реестр. Благодаря этому авиалинии могут осуществлять перелеты в те города и страны, куда не могли летать при двойной регистрации воздушных судов. Активно развивается параллельный импорт, что позволяет вернуться к планированию поставок товаров, находящихся под санкциями. Однако все еще есть группы эксклюзивных товаров, по которым заместить поставщиков очень трудно.

«Не добавляют оптимизма и регулярно принимаемые новые пакеты санкций, которые все более расширяют номенклатуру грузов, запрещенных к ввозу на территорию РФ», - говорит представитель STALOGISTIC по РФ.

В свою очередь, на невозможность оперирования широкофюзеляжными лайнерами на дальних направлениях в виду наличия ограничений недружественных стран и отсутствия такого парка отечественных самолетов на текущий момент, указывают в авиакомпании «Россия».

«Из-за слабых макроэкономических показателей в ЕС и США, влияющих на спрос, Россия становится привлекательным рынком для небольших зарубежных авиакомпаний, которые продолжают эксплуатировать западные самолеты. При этом зачастую они используют ценовой демпинг для привлечения новых клиентов», - добавляет А. Григорук.

Также в отрасли ощущается проблема нехватки отечественных самолетов. Она актуальна из-за санкционных ограничений, связанных с использованием зарубежной авиационной техники.

Подробнее читайте в готовящемся номере журнала «РЖД-Партнер».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions