+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.02.2020 12:00:13
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Итоги авиаперевозок в 2019 году, или крутое пике грузооборота

По итогам 2019 года грузооборот гражданской авиации, как и ожидалось, продемонстрировал отрицательную динамику. Главными причинами падения стали как внешнеэкономические факторы, так и внутренний рост конкуренции среди разных видов транспорта. Прогноз на 2020 год неоднозначен.
Снова просел

В 2019 году грузооборот российских авиаперевозчиков снизился в целом на 5,4% и составил 7,3 млрд т-км, в том числе на международных перевозках – на 6,4% (6,4 млрд т-км). При этом на внутренних перевозках фиксируется рост на 1,9%. Кроме того, за прошедший год сократились также показатели по перевозке грузов и почты. В целом произошло снижение на 2,4%, или более 1 млрд 147 млн т.

Снижение объемов перевозок грузов произошло преимущественно у грузовых авиакомпаний. У большинства пассажирских, напротив, наблюдается рост.

Ситуация с пятеркой главных компаний страны («ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Победа») абсолютна аналогична итогам I полугодия 2019-го.

Грузооборот у крупнейшего грузового перевозчика в России – компании «ЭйрБриджКарго» – сократился на 6,4%. Представитель компании связывает это падение с целым рядом факторов: с превышением предложения (емкостей) над спросом на авиационные грузоперевозки, замедлением роста мировой торговли, а также существующим напряжением между ключевыми экономическими державами мира. Свое влияние на падение оказала также продолжающаяся тенденция modal shift (смена авиационного на морской и наземный виды транспортировки груза) и наращивание объемов транзитного груза на Ближнем Востоке через альтернативные существующему транссибирскому маршруту коридоры (вслед за расширением парка воздушных судов ближневосточных авиакомпаний).

«АВС (позывной компании. – Прим. авт.) не стала исключением и в 2019 году наши показатели были ниже предыдущих лет, что резонирует с ситуацией не только на рынке, но и у остальных конкурентов», – комментирует представитель компании.

Грузооборот «Аэрофлота» по итогам прошлого года снизился на 4,7%. Но в тоже время его дочерние компании последовательно наращивали объемы. Грузооборот «Победы» вырос на целых 42%, «Сибири» – на 35,2% и «России» – на 20,6%.

Откуда дует ветер?

Падение грузооборота в авиаперевозках в 2019 году стало вполне логичным результатом в ответ на всю макроэкономическую ситуацию и нездоровый политический фон. Глобальные торговые войны, брексит и, как следствие, замедление спроса повлияли на все формы торговли. В 2019 году экономическая ситуация в мире не изменилась, что повлекло за собой падение грузооборота.

По словам руководителя отдела авиаперевозок ГК AsstrA Антона Сейчасова, стагнацию показывает ряд производственных секторов, на которых обычно растет спрос на грузовые авиаперевозки, – относительно дорогие грузы. «В целом падение перевозок отражает глобальное макроэкономическое положение, и увеличение перевозок внутри России также неудивительно. Однако прирастает он достаточно медленно для такой большой с географической точки зрения страны», – комментирует он.

В продолжение разговора руководитель отдела авиационных перевозок компании Itella в России Павел Тяпченко обуславливает падение общим снижением объемов импортных грузов, а также сокращением бюджета импортеров на логистику. «Грузы, предназначенные для авиаотправки, доставляются альтернативными видами транспорта – по железной дороге или морем – для сокращения расходов, но при этом в ущерб срокам», – говорит он.

Помимо оптимизации транспортных расходов импортеров по поставкам дорогих товаров, примером которой можно назвать консолидацию больших грузовых партий для отправки по железной дороге в контейнерах вместо авиа, руководитель направления мультимодальных перевозок компании FM Logistic Дмитрий Суховерша объясняет падение объема международных грузовых авиаперевозок высокой ценой на авиакеросин и падением покупательной способности населения. Ряд данных факторов может негативно сказаться на грузообороте в 2020 году, полагает он.

Корректировка приоритетов в пользу пассажирских перевозок также в определенной степени сказалась на величине объема грузоперевозок. К примеру, компания «ИрАэро» в 2019-м перевезла 918 тыс. человек, это почти на 40% больше, чем годом ранее. По внутренним данным компании, объем перевезенных грузов «ИрАэро» снизился на 16,2%, при этом годом ранее он, наоборот, вырос на 21%.

Точечный рост

Несмотря на общее падение, определенные аэропорты отчитываются о росте грузооборота, провезенного через них. Так, к примеру, общий объем грузооборота через аэропорт Храброво в Калининграде составил рекордные 8165,867 т, увеличившись на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На 21% увеличился объем обработанной почты. Рост грузооборота в компании связали в том числе с возможностью обслуживать самолеты с контейнерной загрузкой, а также с началом выполнения из аэропорта Калининграда грузовых рейсов авиакомпанией «Атран».

Положительную динамику в течение всего года демонстрирует и компания Red Wings. «Авиакомпания Red Wings не заметила падения спроса на линиях, на которых мы делаем 90% грузовой перевозки авиакомпании. Мы постепенно наращиваем грузовые перевозки, все идет в соответствии с намеченным планом развития этого направления. Рост объемов на 3–5% в год», – говорит представитель компании.

На 1,6% вырос грузооборот «Уральских авиалиний» в прошлом году, а объем перевезенной почты – на 6,1%. Авиаперевозчик отказался от услуг генерального агента по грузоперевозкам и стала напрямую работать с транспортными компаниями в том числе и с агентами CASS, что позволило оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации и подстраиваться под потребности агентов. Также авиакомпания начала активно развивать перевозки в/из международного аэропорта Жуковский, что способствовало увеличению грузопотока в страны ближнего зарубежья и обратно в РФ.

Угроза с Востока

Мнение экспертов о том, что будет дальше, расходится. Одни не исключают, что грузоперевозки в гражданской авиации продолжат постепенное снижение. Другие, напротив, надеются на раскачивание рынка и постепенное увеличение грузооборота.

Помимо продолжения в 2020 году экономического спада в целом и замедления китайской экономики (15% мирового ВВП) в частности и, как следствие, снижения покупательского спроса, вдобавок к этому огромное влияние на экономику окажет коронавирус в Китае.

Напомним, что из-за угрозы его распространения было ограничено авиасообщение между Россией и Китаем. В связи приостановлением авиасообщения с КНР полетная программа авиакомпании будет изменена. Однако, учитывая тенденции мирового и российского авиационных рынков, закрытие рейсов в КНР и других международных рейсов для китайских граждан, можно ожидать снижение объема перевозки грузов на 10–15 %.

Помимо этого, как отмечают сами же перевозчики, растущий торговый протекционизм затрудняет развитие мировой торговли и влияет на грузооборот между отдельными странами и регионами, несмотря на сделки крупнейших держав. Неоднозначно сказываются и переносы производственных мощностей из Китая в другие страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Бангладеш, Камбоджа). С одной стороны, это развитие сети и новых рынков, с другой – вызов для перевозчиков, поскольку во многих аэропортах инфраструктура не готова к обслуживанию таких больших объемов груза, тем более специального.

«Выход международных ритейлеров на рынок грузовых перевозок, таких как Amazon, усилит конкурентную картину, но пока только в секторе e-commerce, поскольку в основном речь идет о доставке онлайн-покупок», – добавляет представитель компании «ЭйрБриджКарго».

Вместе с тем, по мнению А. Сейчасова, в изменении ситуации сыграет фактор отложенного спроса. «Если не в 2020 году, то в 2021-м отрасль обязательно вернется к росту. Это подтверждает также то, что в целом емкость рынка увеличивается», – говорит он.

Несмотря на в целом неоптимистичные предсказания, утверждать на 100%, что падение продолжится, тоже не стоит, особенно оглядываясь на ситуацию с коронавирусом, кода все изменилось за считанные дни. Хотя данные Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) за 2019-й, свидетельствующие о снижении объема глобального рынка грузовых авиаперевозок за год на 3,3%, прибавляют негативным прогнозам некоторую весомость.

Оценивать угрозы и последствия карантинных мер, призванных остановить распространение китайского коронавируса, по словам главы IATA Александра де Жуниака, преждевременно. Но то, что вспышка новой инфекции будет иметь значительные негативные последствия для авиаиндустрии, не подлежит сомнению.

На сегодня Минтранс России оценивает убытки российских авиакомпаний от приостановки полетов в Китай в 1,6 млрд руб.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions