+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.08.2019 14:39:00
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Авиаперевозки в I полугодии 2019-го, или как грузы уходят с неба

По данным Росавиации, за I полугодие текущего года грузооборот российских авиакомпаний снизился на 6,6% и составил 3,4 млрд т-км. Снижение демонстрируют как внутренние, так и международные перевозки. РЖД-Партнер обобщил главные итоги полугодия и попытался выявить основные тенденции и ожидания на рынке авиаперевозок грузов.
Неновая тенденция

Грузооборот российских авиакомпаний продолжает в этом году уверенное снижение. Небольшое, но падение демонстрировали компании по итогам прошлого года. Неутешительная тенденция наблюдается и по итогам I полугодия.

Так, за январь – июнь грузооборот составил 3 478 784,76 тыс. т-км, снизившись на 6,6%.

На международных перевозках он снизился на 6,9%. При этом если между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ грузооборот сократился на 7,3%, на внутренних перевозках вырос в целом на 1%.

Неоднозначную картину демонстрируют показатели топа российских компаний («ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Победа»): если одни продолжают наращивать объемы, другие компании, как и годом ранее, снижать.

Грузооборот «ЭйрБриджКарго» сократился на 6,4%, группы «Аэрофлот» – на 4,9%. При этом показатели дочерних компаний – «Победы» и «России» – продолжают уверенный рост (за полгода – на 40,5 и 32,5% соответственно). Изменилась в лучшую сторону ситуация с грузооборотом компании «Сибирь»: если по итогам прошлого года объемы сократились, в этом году произошел рост на 9,2%.

Что касается объемов перевезенных грузов и почты, в целом по авиации перевезено на 4,3% меньше, чем за полугодие 2018-го. Характер показателей топовых компаний аналогичен характеру показателей по грузообороту: сокращение у «ЭйрБриджКарго» и «Аэрофлота», рост у «Победы», «Сибири» и «России».

Кто виноват?

Большинство собеседников ссылаются на общемировые тенденции и мировой спад в экономике. Замедление мировой торговли, снижение потребительского доверия и усиление санкций против России пагубно отразились на показателях грузооборота авиатранспорта.

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, помимо замедления роста экономики, указывает на торговые войны, так как грузовые авиаперевозки весьма чувствительны к таким факторам. «Российские авиакомпании «ЭйрБриджКарго» и «Аэрофлот», лидирующие на рынке грузоперевозок, значительную часть своего бизнеса осуществляют именно на международных линиях», – объясняет он.

"Замедление темпов роста ВВП, падение объемов производства (в среднем 3–8% в зависимости от сферы) и снижение цен на нефть вызвали увеличение себестоимости перевозки воздушным транспортом, создавая тем самым еще больший дисбаланс между спросом и предложением на рынке авиационных услуг, " - отметила Олеся Каспарова, менеджер по мультимодальным перевозкам FM Logistic 

Перевозки грузов авиатранспортом подвержены колебаниям из-за того, что значительную часть их составляет так называемый пригруз, срочные отправки и почта, добавляет независимый аналитик отрасли Дмитрий Адамидов. Колебания плюс-минус 7–10% год к году он не считает для этого рынка чем-то необычным.

В качестве других причин падения объемов грузооборота заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров выделяет рост тарифов естественных монополий, темпы роста у которых либо близки к инфляции, либо превышают темпы инфляции. Речь идет о двух основных статьях расходов: затраты на топливо и лизинг воздушных судов. А лизинг, как известно, имеет дело в основном с валютой. На эти две статьи приходится более 50% всех затрат.

«Хочется напомнить, что, начиная с IV квартала 2017 года и весь прошлый год топливо брало какие-то космические высоты. Цены на топливо растут. Расходы авиакомпании не уменьшают», – говорит Б. Шокуров.

Ключевые игроки на рынке авиаперевозок вынуждены адаптироваться к снижению спроса и неуменьшающейся конкуренции с другими видами транспорта. Популярными видами транспортировки грузов по-прежнему остаются железнодорожный (погрузка за январь-июнь 2019 года составила 633,6 млн тонн) и автотранспорт. 

Что обеспечивает рост?

Причины, обусловившие падение показателей, понятны. Но что обеспечивает рост? Главной тенденцией этого года в сфере авиаперевозок эксперты называют обновление парка, выполняющего коммерческие перевозки. На данный момент он составляет 1024 воздушных судна, из которых 753 (или 73,5%) приходится на авиатехнику зарубежного производства и 271 (26,5%) – отечественного.

К примеру, авиакомпания Red Wings (у которой фиксируется рост и по грузообороту, и по объему перевезенных грузов и почты в I полугодии) пополнила парк самолетов двумя воздушными судами типа А-321 в конце весны. «Также рост объема авиаперевозок авиакомпании по итогам 6 месяцев этого года обусловлен повышением показателя коммерческой загрузки (+3,8% по данным ФАВТ). Эти два фактора положительно сказались на показателях роста объема перевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – объясняют в компании.

Говоря о нынешних тенденциях отрасли, представитель Red Wings отмечает определенный рост спроса со стороны коммерческого сегмента. Сезонное падение коммерческой перевозки грузов, отмечающееся обычно летом, в этом году не такое значимое, как это бывает обычно по сравнению с весной.

У «Аэрофлота» падение грузооборота, по словам экспертов, связано в том числе с активным наращиванием пассажирооборота. Простая логика: чем больше пассажиров, тем меньше остается пространства для коммерческой емкости (по весам). Другие компании – «Победа» и «Россия» – увеличивают грузооборот в целом за счет увеличения парка и количества рейсов. Например, именно компания «Победа» совершит первый полет из Москвы в новый саратовский аэропорт, который будет носить имя Юрия Гагарина.

Кроме того, с 16 сентября «Победа» начинает выполнять регулярные рейсы в Ригу, а с 22 октября – рейсы Москва – Эйлат (Израиль).

Как сообщает компания, флот «Победы» состоит из 30 современных самолетов Boeing 737-800, поставляемых в компанию напрямую с завода-производителя. Средний возраст авиапарка – 2,3 года.

В мае, после катастрофы в аэропорту Шереметьево, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что планов по сокращению производства самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) нет.

К примеру, «Аэрофлот» в начале июля сообщил, что компания не намерена отказываться от поставок новых самолетов SSJ-100. При этом компания АО «Гражданские самолеты Сухого» (АО «ГСС») в I полугодии 2019-го уменьшила выручку от производства и продажи самолетов SSJ-100 в 7 раз в годовом выражении.

Представитель АО «ГСС» в ответ на вопрос о связи аварии 5 мая и снижения выручки заявил, что выручка формируется преимущественно как результат продажи воздушных судов. В прошлом году поставки самолетов SSJ-100 по новым контрактам пришлись на первую половину года. В текущем году основные поставки самолетов SSJ-100 в соответствии с планом продаж компании запланированы на вторую половину года.

На финансовые результаты за I полугодие 2019-го катастрофа 5 мая ни в коей мере не повлияла, говорит О. Пантелеев. ГСС совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией формируют пул подменных двигателей, для чего несколько моторов SaM146 было передано не на линию финальной сборки, а на склады для обеспечения эксплуатации воздушных судов, чьи двигатели должны проходить ремонт. Это повлияло на поставки новых самолетов и на выручку по этой статье, добавляет он.

О снижении прибыли по итогам I полугодия заявила и компания Boeing, которая получила убыток в $793 млн против прибыли годом ранее. Повлияет ли эта ситуация на российский авиарынок в целом? По мнению Д. Адамидова, если компания Boeing в ближайшие полгода не исправит ситуацию с неполадками в модели 737 МАХ, безусловно, влияние будет серьезным, а именно – произойдет определенный передел рынка в пользу его конкурентов, прежде всего Airbus. «Российские авиакомпании от этого в стороне не останутся, но о масштабах говорить пока рано. Все выжидают, чем кончится эпопея с устранением неполадок», – комментирует эксперт.

В то же время, по мнению О. Пантелеева, финансовые результаты компании Boeing, очевидно, не оказывают влияния на российский авиарынок. В то же время можно говорить о влиянии на российский рынок проблем в реализации программы Boeing 737 MAX. «Ряд отечественных перевозчиков должны были в II квартале начать получать новые самолеты этого типа. Кроме того, два лайнера этого типа есть в парке авиакомпании «Глобус», их эксплуатация приостановлена. Соответственно, перевозчики, которые не могут ввести в эксплуатацию заказанные самолеты, недополучают выручку», – объясняет он.

Не нужно паники

В разговоре о прогнозах на II полугодие большинство собеседников настроены не так пессимистично, как могло бы показаться на первый взгляд. Рынок достаточно динамичный и ситуация может быстро измениться, высказываются эксперты.

Так, представитель авиакомпания Red Wings рассказывает о планах увеличить объем грузовой авиаперевозки в II полугодии. «Перевозка грузов и почты – это дополнительный доход авиакомпании, помимо основного бизнеса. Мы рассчитываем на 10%-ный рост объема перевезенных грузов и почты в этому году по сравнению с результатом прошлого года», – прогнозируют в компании.

Олеся Каспарова подчеркивает: отрасль воздушных перевозок является весьма цикличной и довольно чувствительной к экономическим спадам. Таким образом, говорить о стагнации еще рано, ситуация все еще может выровняться к концу года.

При этом, по прогнозу эксперта Алексея Тузова, к концу этого года рост затрат приведет к снижению рентабельности грузовых авиаперевозок, что сократит их объем еще на 2%.

О том, что не стоит паниковать, говорит и Б. Шокуров. В II полугодии в грузовом сегменте – как и в пассажирском – сказывается сезонный фактор. Изменения объемов грузооборота в плюс-минус 1 млн тыс. т-км в год – незначительные изменения, говорит он.

Изменить ситуацию в лучшую сторону может следующий фактор. Сегодня многие транспортно-экспедиционные компании с некогда узкопрофильной специализацией (автомобильные перевозки сборных грузов, контейнерные перевозки, FTL) эволюционируют в универсальных логистических операторов и готовы предоставлять клиентам полный спектр услуг, включая авиаперевозку.

Во-вторых, как говорит начальник отдела авиаперевозок ООО «Байкал-Сервис ТК» Сергей Ансимов, если еще несколько лет назад на рынке авиаперевозка мало у кого позиционировалась как отдельная услуга (крупные курьерские компании зачастую продавали срок доставки, а не способ перевозки), то сейчас она все чаще выделяется именно как отдельная услуга. Ее готовы предоставлять крупные транспортно-экспедиторские компании, основной профиль которых – перевозка сборных грузов автомобильным транспортом. Фактически клиенты стали получать услугу по перевозке сборных грузов воздушным путем с возможностью заказа как первой, так и последней мили и прочих услуг.

Другими словами, компании, несмотря на экономические трудности, перепрофилируют свою деятельность, в выигрыше в итоге остаются клиент и авиакомпании.

Подытоживая цифры и мнения экспертов: конкуренция с другими видами транспорта пока не будет падать и, возможно, роста грузооборота ждать пока не стоит. Но о стагнации рынка говорить тоже неправильно. Определенные предпосылки для изменения ситуации в положительную сторону есть.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions