Конечно же, наряду с технической причиной не меньшее количество задержек происходит вследствие позднего прибытия самолета под рейс и иных обстоятельств.
Так, в феврале 2020 года из-за неблагоприятных погодных условий (снегопад, туман и прочее) были задержаны десятки авиарейсов в северных аэропортах края, а также в самом Красноярске. В отдельных случаях из-за непогоды в этих аэропортах пилоты были вынуждены принимать решения об уходе на запасные аэродромы.
В целом задержки авиарейсов происходят у всех перевозчиков. Только за 2019 год по вине крупнейших авиакомпаний, зарегистрированных на территории Красноярского края, таких как «АЗУР эйр», «Икар», «КрасАвиа» «НордСтар», свыше 2 ч задержаны сотни авиарейсов, что послужило основанием для привлечения их к административной ответственности на общую сумму свыше 2,5 млн руб.
Особое внимание общественности привлекают так называемые случаи принятия пилотами решений в полете о возврате в аэропорт вылета либо совершение ими вынужденной посадки в другом аэропорту. Зачастую это связано с возникновением неисправностей систем или отдельного оборудования самолетов, ухудшением самочувствия пассажиров либо непредвиденным изменением погоды в аэропорту назначения.
Очевидно, что такие ситуации вызывают определенное недовольство пассажиров, поскольку в их планы вмешиваются непредвиденные обстоятельства. Но здесь следует отметить, что действия экипажей воздушных судов, принимающих решения о внеплановой посадке, практически всегда являются правильными и в первую очередь направлены на обеспечение безопасности пассажиров и оказание им необходимых услуг.
Недавним примером тому может служить случай, произошедший 10 февраля этого года с самолетом авиакомпании «НордСтар», который вынужден был вернуться в аэропорт Красноярска в связи с неисправностью механизации крыла. Подобные действия регулярно отрабатываются пилотами в ходе тренажерной и иной подготовки.
Если говорить о том, каким образом самолет готовят к вылету, в отличие от наземного транспорта, авиалайнеры проходят его ежедневно, перед и после каждого рейса. Никто не выпустит в небо самолет с неисправностями, лететь с которыми запрещено. Обслуживанием и осмотром занимаются как сертифицированные техники, так и сам экипаж.
Что касается пассажиров, в случае задержки рейса, его отмены вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам изменения маршрута перевозки перевозчик обязан предоставить пассажирам целый ряд услуг. Например, комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет; при ожидании отправления рейса более 2 ч – обеспечить пассажиров возможностью сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте, обеспечить прохладительными напитками.
Если же время ожидания отправления рейса составляет более 4 ч, перевозчик должен обеспечить пассажиров горячим питанием и далее продолжать его каждые 6 ч в дневное и каждые 8 ч в ночное время. Если рейс задерживается на более чем 8 ч, по закону обеспечивается размещение в гостинице. Доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы, также лежит на перевозчике, как и организация хранения багажа.
Указанные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Следует обратить внимание, что время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
Автор: Александр Маклаков, заместитель Красноярского транспортного прокурора
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.