+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.03.2022 10:59:50
Авиация / Мнения
РЖД-Партнер

Если мы решим задачи по импортозамещению в пассажирской авиации, то решим и проблемы в грузовой

Ключевым в создании отечественных компонентов, в том числе и для МС-21, является изменение мышления, в первую очередь при разработке самолетов. Время глобализации закончилось. Мир начал меняться, и этот процесс уже необратим. Необходимо при формировании облика нового самолета первоначально ориентироваться на отечественную базу компонентов и систем, а уже во вторую – на импортную для экспортных продаж, в том числе на общепринятые в мире модели компонентов и систем для минимизации затрат на послепродажное обслуживание (ППО) и его доступности в различных частях мира.
Если мы решим задачи по импортозамещению в пассажирской авиации, то решим и проблемы в грузовой
Давайте посмотрим на линейку самолетов в РФ так, как их классически разделяют. Широкофюзеляжные самолеты (250+ мест) – представители Boeing 787/777, Airbus 330/350. В РФ к этому сегменту относится Ил-96. В этом году планируется поднять в воздух модифицированную удлиненную версию Ил-96-400М. Серийное производство начнется с 2024 года.

Узкофюзеляжные самолеты (120–250 мест) – представители Boeing 737, Airbus 320 и их модификации. В РФ к этому сегменту относится новый МС-21. В этом году планировалось передать перевозчикам четыре самолета, но будут переданы только два. Все планы по производству МС-21 в ближайшие годы в связи с наличием в них компонентов иностранного производства буду сдвинуты «вправо». Серийное производство самолетов МС-21 с импортозамещенными комплектующими начнется в 2024-м.

Региональные реактивные самолеты (60–120 мест) – представители Embraer E-Jet/Embraer E-Jet E2. В РФ к этому сегменту относится SSJ-100. Данный самолет активно летает в РФ. И в последнее время его налет в отдельных авиакомпаниях существенно вырос. Раньше в основном данный тип самолета имел налет 3–3,5 ч. в сутки в авиакомпаниях, за исключением авиакомпании «Азимут» (там он составлял около 8 ч.). Сейчас картина кардинально меняется, например, в авиакомпаниях «Россия» и Red Wings он более 6 ч. в сутки. Но более высокая степень эксплуатации авиасудна требует более частого технического обслуживания и запчастей. В SSJ-100 также огромное число импортных комплектующих и систем. Импортозамещенный самолет опять стоит в планах на 2024 год.

Аналогичная ситуация и с турбовинтовой авиацией. Ил-114 должен пойти в серию в 2023 году. L-410 собирают на Уральском заводе гражданской авиации из комплектующих чешского завода. ТВРС-44 получил недавно название «Ладога» – это пассажирский самолет на 40–50 мест, который только разрабатывается. «Байкал» (замена Ан-2) в первых модификациях ориентирован на импортный двигатель, и пока не будет российского двигателя ВК-800, не будет и самолета.

Это в целом ситуация на сегодня по воздушным судам. Возможно ли импортозамещение? Да, возможно, но на это нужно время, ресурсы и квалифицированные кадры.

В авиакомпаниях есть два показателя, которые оценивают с точки зрения экономики: доход на кресло-километр (RASK) и затраты на кресло-километр (CASK). Соотношение эти двух параметров определяет эффективность использования того или иного типа ВС на том или ином маршруте. Самый большой парк самолетов – узкофюзеляжные самолеты. Это связано с тем, что они наиболее точно отражают потребности перевозчиков. В период пандемии COVID-19 упал пассажиропоток и сразу региональные самолеты (SSJ-100) стали более эффективны, поскольку заполняемость кресел в узкофюзеляжных ВС упала. То есть существуют ниши, в которых тот или другой класс самолетов наиболее эффективен при одинаковых налетах. Но SSJ-100 нигде, кроме авиакомпании «Азимут», не имел сравнимых с Boeing и/или Airbus суточных налетов. А чем меньше ты летаешь, тем хуже твоя экономика.

Третья причина, почему SSJ-100, эксплуатируемый уже более 10 лет, до сих пор не стал массовым, – это ППО. Ни для кого не секрет, что ППО является одним из ключевых условий успешности работы воздушного судна на рынке. Необходимы мероприятия по развитию сервисной инфраструктуры, которая потом может использоваться и для других типов ВС, например МС-21. Это ангарные мощности, складские мощности, запас запчастей, обеспечение людскими ресурсами (в том числе строительство авиационных учебных центров, обучение персонала и т. д.). И последнее – со стороны авиакомпаний отсутствовал активный запрос на SSJ-100. Всех устраивали импортные ВС.

Что касается импортозамещения грузовых самолетов, их проблематика аналогична проблематике пассажирских. Если мы решим задачи по импортозамещению в пассажирской авиации, то решим и проблемы в грузовой авиации. В грузовой авиации в России есть тяжелый Ил-76, который сегодня изготавливается в военно-транспортном исполнении Ил-76МД-90А. Единственный Ил-112 потерпел крушение, и сегодня пока нет другого образца.

Меры поддержки со стороны государства по импортозамещению как в пассажирском, так и в грузовом авиастроении должны быть комплексными и касаться трех составляющих отрасли. Во-первых, поддержка производителей как компонентов, так и финишеров. Во-вторых, поддержка потребителей. И, в-третьих, поддержка финансовых институтов, обеспечивающих функционирование авиаотрасли.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions