Роялти, которые начисляют иностранные авиакомпании за использование воздушного пространства России, получает, по системе коммерческих соглашений с иностранными авиакомпаниями, «Аэрофлот», то есть частные акционеры, наряду с государством как держателем 51% акций компании.
Такая практика вызывает негативную реакцию не только с международной точки зрения, но и с точки зрения внутреннего рынка авиаперевозок, так как значительная часть таких сборов остается у «Аэрофлота». По разным оценкам, доход от роялти составляет $600–800 млн в год.
Если до середины XX века крупным европейским авиакомпаниям была выгодна практика взимания частных сборов (она ограничивала доступ в российское воздушное пространство для менее крупных игроков), то сейчас платить роялти никому невыгодно. В переговорах с Россией Брюссель выступает за отмену компенсационного сбора. Российская сторона решение этого вопроса пока откладывает. Впрочем, бесконечно откладывать этот вопрос невозможно, так как мы понимаем, что ЕС обладает рычагами давления. Не стоит забывать, что российские авиакомпании выполняют в 2 раза больше рейсов в Европу, чем европейские авиакомпании – в Россию.
Россия как участник конвенции о международной гражданской авиации не вправе взимать платежи с авиакомпаний за использование воздушного пространства, кроме аэронавигационных и иных сборов за предоставление услуг.
Поэтому, еще в СССР сложилась традиция взимать роялти не в адрес государства, а в адрес авиакомпании. На тот момент существовал только один авиаперевозчик – «Аэрофлот».
Автор: Андрей Крамаренко, ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.