+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.02.2022 13:57:23
Авиация / Мнения
РЖД-Партнер

Авиадебоширов в России могут начать сдерживать при помощи фиксирующих ремней или пластиковых наручников

На сегодняшний день дебоши на борту пассажирских воздушных судов являются чрезвычайно опасными нарушениями в связи со спецификой места совершения такого правонарушения. Практика ведения черного списка авиадебоширов известна давно. В свою очередь, отечественная авиация реально начала учитывать и реализовывать на практике такой инструмент сравнительно недавно. С принятием федерального закона от 05.12.2017 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2018 года, стало возможно не допускать на борт дебоширов в течение года с момента совершения ими правонарушения и, как следствие, внесения в черный список.
Авиадебоширов в России могут начать сдерживать при помощи фиксирующих ремней или пластиковых наручников
Правонарушение, являющееся основанием для наделения пассажира статусом «нежелательный», предусмотрено ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте». Объективный состав такого правонарушения выражается в неисполнении лицом, находящимся на борту самолета, законных распоряжений командира воздушного суда, направленных на обеспечение безопасности полета. Действиями, которые способны нарушить такую безопасность, являются вызывающее и агрессивное поведение гражданина на борту самолета – как в отношении других пассажиров, так и в отношении членов экипажа воздушного судна.

Упомянутое право командира предусмотрено ст. 58 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ. До момента приземления воздушного судна командир, согласно указанной норме, может применить все необходимые меры для пресечения опасных для полета действий пассажира. По прилете командир может либо передать пассажира правоохранительным органам по факту совершения правонарушения либо удалить с воздушного суда (к примеру, если самолет совершает посадку в промежуточном аэропорту, а пассажир еще не достиг пункта назначения в соответствии с заключенным им договором воздушной перевозки).

Помимо административно-правовой ответственности, авиадебошир может быть привлечен и к уголовной ответственности, если в его действиях будут обнаружены признаки преступления, предусмотренного п. «в» ч. 1 ст. 213 или ст. 267.1 УК РФ. Следует отметить, что авиаперевозчик по закону обязан вносить в черный список пассажиров, совершивших указанные виды правонарушений, в том числе административного характера.

Недавно был принят федеральный закон от 06.12.2021 г. № 400-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», согласно которому члены экипажа судна и сотрудники службы авиационной безопасности – в целях обеспечения безопасности на борту воздушного судна – смогут использовать в отношении авиадебоширов специальные средства сдерживания, размещаемые в самолете. Их перечень, а также порядок действий сотрудников экипажа и сотрудников служб безопасности установит правительство РФ. Однако речь не будет идти о баллончиках с газом или о применении какого-либо оружия. Вполне возможно, что предусмотрят использование специальных фиксирующих ремней или пластиковых наручников. Вступление обозначенного закона в силу определяется сроком 180 дней с момента его опубликования.

Учитывая законодательное реформирование в части решения проблем с авиадебоширами, следует отметить достаточно планомерное и логическое нормативное развитие в этом вопросе. По моему мнению, эффективность таких мер, включая вопросы применения специальных средств сдерживания, сомнению не подлежит. Необходимость законодательного указания на применение спецсредств определена тем, что в вопросе обеспечения авиабезопасности следует учитывать и права самого дебошира.

Так, одним из ключевых конституционно-правовых принципов является то, что ограничение прав и свобод человека и гражданина имеет место лишь в том случае, если такое предусмотрено федеральным законом, и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Баланс, который необходимо соблюдать законодателю в соотношении личных прав гражданина, прав общества и публичных интересов, является в таком случае соблюденным, а потому реформирование в вопросе борьбы с авиадебоширами возможно назвать справедливым и законным.

Вполне возможно предусмотреть для лиц, которые ранее числились в черном списке, какие-либо индивидуальные санкции и передать их реализацию на усмотрение авиаперевозчика: к примеру, не осуществлять продажу алкоголя конкретным пассажирам или ограничивать для них перечень провозимой ручной клади. Однако вряд ли такие санкции будут экономически целесообразными для перевозчиков, поскольку в этом случае придется вести отдельный учет экс-дебоширов, а также приводить правила аваиаперевозки в соответствие с новой политикой.

Относительно идеи введения специального персонала для контроля на борту можно было бы учесть западный опыт, ту же Федеральную службу воздушных маршалов США. Но на сегодняшний день в составе экипажей российских воздушных судов обязательно имеется несколько лиц, прошедших курс авиационной безопасности, способных также физически предотвратить опасное поведение авидебошира. Кроме того, иные пассажиры не лишены права содействовать составу экипажа в борьбе с авиадебоширом, разумеется, с учетом пределов необходимого вмешательства.

Следует подытожить, что государство в вопросе борьбы с авиадебоширами поступило очень последовательно, логично, соблюдая все основополагающие принципы законодательного регулирования. Кроме того, важно и то, что законодатель особо учел мнение авиаперевозчиков относительно введения спецсредств сдерживания дебоширов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions