Глава ВТБ Андрей Костин в конце декабря направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, запросив расширить объем компенсации по кредиту на 1,5 млрд рублей, выданному "Трансаэро" в конце 2014 года под госгарантии. Кредит был выдан для погашения срочных обязательств авиакомпании по облигациям, а также для "недопущения банкротства и остановки деятельности". В своем бращении Костин отмечает, что банк получил "заверения от правительства" о том, что по кредиту будет предоставлена 100-процентная госгарантия, но в итоге ВТБ ее так и не получил.
Теперь банк попросил правительство добавить 1,5 млрд руб. к другому выданному "Трансаэро" кредиту на 9 млрд руб., где в качестве обеспечения присутствует госгарантия, дав соответствующее поручение Минфину. В письме говорится, что ВТБ и министерство "уже обсуждают" механизм компенсации по этому кредиту.
В опрошенных изданием других банках-кредиторах "Трансаэро" сообщили, что просьба о расширении объема компенсаций по выданным авиакомпании кредитам "относится только к ВТБ", поскольку перед остальными банками существует "давняя задолженность, выданная до 2015 года".
По мнению юристов, возврат средств ВТБ через расширение объема госгарантий "малореализуемым". С учетом весьма сложной ситуации в экономике выделение 1,5 млрд руб. из бюджета должно быть "обоснованным и целесообразным", а в отношении перевозчика уже введена процедура банкротства. При этом, подчеркивает эксперт, в случае с "Трансаэро" есть и другие сопоставимые кредиторы, чьи средства, в отличие от ВТБ, вообще не были ничем гарантированы.
Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта "Трансаэро" 26 октября 2015 года после внеплановой финансово-экономической проверки. Комиссия, проводившая ее, единогласно пришла к выводу, что "Трансаэро" больше не может сама обслуживать свою задолженность. На начало июня она составляла около 260 млрд руб., из них 85 млрд руб. приходилось на долг перед банками: самым крупным кредитором ВТБ (12,7 млрд руб.), Сбербанком, МКБ, Новикомбанком, Россельхозбанком, Промсвязьбанком, МФК, Альфа-банком, Абсолют-банком, МТС-банком и другими. В октябре Сбербанк обратился в суд с иском о банкротстве перевозчика. Суд признал обоснованным долг 402 млн руб. и ввел процедуру наблюдения на полгода. Ходатайство о включении требований в реестр кредиторов также подали ВТБ и Альфа-банк.