В компании напоминают, что авиакомпании «Атран» и AirBridgeCargo, к примеру, вынуждены практически полностью отказаться от полетов. Парк этих двух дочерних компаний ГК «Волга-Днепр» состоит в основном из моделей Boeing. На данный момент AirBridgeCargo использует воздушные суда Ил-76 для выполнения грузовых чартеров, международные рейсы (в основном из Китая), также внутренние – из Шереметьево в Красноярск.
«На сегодняшний день убыток российских воздушных линий составляет более 61 млрд руб. И это только за I квартал. Из этой цифры около 9 млрд руб. приходится на грузовые авиаперевозки. Даже за аналогичные периоды пандемии 2020 и 2021 гг. были значительно меньше. II квартал 2022 года продолжил отрицательную динамику отрасли, хотя уже и не такую значительную», – говорят в MTL Group.
Главные проблемы отрасли в этом году: прекращение договоров перестрахования, арест российских самолетов за рубежом, запрет на продажу воздушных судов и запчастей России, ограничение воздушного пространства – это не полный перечень проблем авиаперевозчиков в I полугодии 2022-го. Получение уведомлений российскими авиакомпаниями о невозможности перестрахования самолетов спровоцировало правительство к ответным мерам. Самолеты, находящиеся в лизинге, были присвоены воздушными линиями, что позволило сохранить парк для внутренних перевозок.
Эту меру в компании называют актуальной, с учетом того что половина всех российских судов числится в иностранных реестрах. При этом комитет по безопасности полетов Союза авиапроизводителей потребовал снизить на законодательном уровне количество эксплуатируемых иностранных самолетов, в частности Boeing и Airbus.
Помимо снижения активного авиапарка участники отрасли указывают и на кадровую проблему. «Некоторые авиакомпании увольняют сотрудников или отправляют в простой с сохранением лишь трети заработной платы. Другие же отмечают отток опытных пилотов за границу. В будущем это может спровоцировать нехватку квалифицированных кадров. Сейчас же рынок ждет переизбыток только что обучившихся специалистов, которые не смогут найти рабочие места», – отмечают в MTL Group.
Кроме того, сократился объем грузов по докризисным условиям, контрактам и маршрутам. Но благодаря новым логистическим решениям стало возможным в большинстве случаев не менять именно номенклатуру грузов. Но остальное заполнение документов меняется согласно маршруту и условиям перевозки.
«Правительство готово выделить субсидии в 110 млрд руб. для поддержания операционной деятельности и сохранения парка перевозчиков. Причем первые субсидии будут получены в июле этого года. Конечно, количество субсидий недостаточно для покрытия всех убытков. А внутренние перевозки не компенсируют международные. И все же меры помогут избежать банкротства авиакомпаниям. Частично могут помочь как финансовые, так и политические решения по обеспечению запчастями парка авиакомпаний. Помощь в организации новых сервисов в те страны, куда еще летают авиакомпании. Эффективную помощь», – добавляют в MTL Group.
Полностью решить проблему авиаотрасли поможет увеличение перевозок, авиакомпаниям нужен объем и субсидии, открытие воздушного пространства и возобновление техобслуживания парка. Но, к сожалению, в сегодняшних условиях быстрого решения ждать не стоит.
По прогнозам компании MTL Group в II полугодии 2022-го, объективных причин улучшения ситуации в этом году нет. «Грузовой сектор авиаперевозок, как и пассажирский, испытывает все те же самые сложности. Последствия санкций будут носить долгосрочный характер. И, несмотря на попытки выровнять ситуацию и стабилизировать логистику, быстро решить проблему не получится. Сейчас, по словам главы Минтранса, российские самолеты летают всего лишь в 11 стран мира. И все же IATA рассчитывает на улучшение ситуации к концу года и снижение убытков отрасли», – резюмируют в компании.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.