+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.04.2023 17:22:01
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Российские авиакомпании получили 144 млрд руб. убытков в 2022 году

Российские авиакомпании получили 144 млрд руб. убытков от продаж по итогам 2022 года. Об этом говорится в материалах Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупные авиакомпании России), опубликованных 21 апреля 2023-го. При этом общие доходы перевозчиков снизились на 13%, а расходы – на 3%. Абсолютных значений ассоциация не приводит. Речь идет о пассажирских и грузовых авиаперевозках вместе взятых. Об этом пишут «Ведомости».
Тенденция убыточности в деятельности авиаперевозчиков фиксировалась и ранее. По данным АЭВТ, за I квартал 2022 года авиакомпании уже получили рекордный за 8 лет убыток от операционной деятельности в 61,1 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 24 июня). В 2021-м перевозчикам удалось совокупно выйти в плюс на 2,5 млрд руб. за счет грузовых авиакомпаний. Они, по расчетам АЭВТ, получили 80,5 млрд руб. прибыли, тогда как пассажирские перевозчики ушли в убыток на 78 млрд руб.

В АЭВТ считают, что несмотря на существенные убытки от продаж, бизнес большинства авиакомпаний в 2022 году был устойчив с финансово-экономической точки зрения. Этого удалось добиться благодаря 100 млрд руб. субсидий, выделенных на выполнение перевозок внутри страны.

Еще один фактор, позволивший обеспечить стабильность работы отечественных авиакомпаний в прошлом году, – выплаты по демпферу за авиакеросин, которые, по расчетам АЭВТ, составили 98,6 млрд руб. Этот механизм активируется, когда экспортная цена топлива превышает условный средний уровень внутренних цен на керосин в России. В этом случае бюджет компенсирует 65% с разницы в цене. Только за март 2022 года авиакомпании могли получить 20 млрд руб., писали «Ведомости» 12 апреля.

Ассоциация рассчитывает, что правительство одобрит выделение субсидий перевозчикам и в 2023-м по аналогии с прошлым годом. В начале апреля АЭВТ обратилась в Минтранс с просьбой о выделении авиаперевозчикам 100 млрд руб. на полеты по России в летнем расписании, писал «Коммерсантъ».

Пока столь крупных субсидий в 2023 году не выделялось. 17 апреля на эту проблему обращал внимание заместитель министра транспорта России Игорь Чалик. На совещании по подготовке к туристическому сезону он выразил опасения о возможном «росте стоимости перевозок примерно от 15 до 30%» и сокращении числа рейсов. Но уже 19 апреля И. Чалик сообщил, что министерство запросило субсидии для отечественных авиакомпаний на перевозки в летнем сезоне («Ведомости» писали об этой проблеме 17 и 19 апреля). Сумма запрашиваемых средств тогда не раскрывалась.

Минтранс указывал, что благодаря 25,3 млрд руб. субсидий, выделенных на полеты в зимнем расписании с ноября 2022-го по март 2023 года, удалось перевезти 27,4 млн пассажиров внутри страны.

АЭВТ и Минтранс фиксируют рост пассажиропотока в I квартале 2023-го относительно того же периода 2022 года. Их оценки разнятся: по данным Минтранса, пассажиропоток увеличился на 4,5%, до 20,7 млн человек, а, по оценкам ассоциации, перевозчики смогли увеличить его на 7%, до 21,2 млн пассажиров.

По мнению ассоциации, при сохранении существующих тенденций в 2023 году пассажиропоток может достигнуть уровня 2021-го в 111 млн человек. Прогноз Минтранса менее амбициозный: авиакомпании должны перевезти 101 млн пассажиров, говорил в конце марта глава Минтранса Виталий Савельев. В прошлом году авиакомпании совокупно перевезли 95 млн человек.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев оценивает полученный отечественными эксплуатантами убыток как «серьезный». Он отмечает, что отрицательный результат от продаж в размере 144 млрд руб. нельзя считать чистым убытком, поскольку перевозчики получали в том году и доходы благодаря госсубсидиям. Таким образом, продолжил О. Пантелеев, перевозочная деятельность авиакомпаний убыточна, но ее покрывают субсидии.

«Меры поддержки настолько велики, что в случае их снижения перевозчики окажутся в критическом состоянии», – констатирует эксперт. По его словам, фактически вся отрасль сейчас финансируется налогоплательщиками. О. Пантелеев считает, что в идеале авиакомпании должны существовать без дотаций, за исключением социально важных направлений.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions