Бенефициарами здесь являются в основном 2 аэропорта: Толмачёво (Новосибирск) и Емельяново (Красноярск). Транзит грузопотоков между Европой и Азией через эти аэропорты увеличивается и как раз те инвестиции, которые мы направляли в предыдущие годы для развития этих грузовых хабов, показали свою эффективность и востребованность: и компания «Lufthansa Cargo», и «CargoLux» сориентировались именно на эти аэропорты. В частности, «Lufthansa Cargo» ушла из Алма-Аты на Красноярск. В результате выигрывают наши аэропорты, выигрывают наши нефтяники, потому что на каждой посадке борт заправляет до 90 тонн керосина. Кроме того, мы получаем сбор за аэронавигацию. При этом инвестиции, которые туда вложены, оправдываются не только и не столько сборами за взлёт и посадку, сколько всей обвязкой, которая связана с этим грузовым бизнесом.
Есть ещё одно очень привлекательное направление развития, учитывающее поток грузовой между Юго-Восточной Азией и Северной Америкой. Он второй по объёму в мире. И борты, которые идут из Сингапура, Филиппин, Джакарты и так далее на Юго-Восточную Азию, делают сегодня транзитную посадку в Шанхае и Сеуле. При этом Владивосток и Хабаровск по географии расположены более удачно – почти посередине между этими пунктами Юго-восточной Азии и Лос-Анджелесом, Сан-Франциско, Сиэтлом, поэтому и большую загрузку сможет взять борт.
Что для этого нужно? Всего две вещи: чтобы стоимость керосина в Хабаровске была не ниже, хотя бы такой же, как в Сеуле, и чтобы качество обслуживания и стоимость наземного обслуживания была такая же, как в Сеуле. Тогда мы точно сможем откусить какой-то кусок от этого пирога очень большого транзитного грузового потока.
Валерий Окулов, заместитель Министра транспорта