Регулярные полеты на Кипр выполняют "Аэрофлот", "Трансаэро" и "Сибирь" /S7/, но с кипрской стороны перевозчика нет: в январе единственная авиакомпания страны Cyprus Airways прекратила полеты из-за финансовых трудностей. Чартерами на Кипр летают, например, "Уральские авиалинии" и "Ямал" .
Но Кипр на переговорах предлагал России альтернативу - режим открытого неба, говорят в Минтрансе. Это снимало ограничения по числу компаний и регулярности рейсов, а на маршруты могли назначать европейских перевозчиков. Москва отклонила это предложение, сославшись на то, что более 95 проц загрузки обеспечивают туристы из РФ, приносящие выручку местному бизнесу, а российская сторона может заработать только на перевозках. В то же Москва приветствует выход на рынок трех создаваемых сейчас кипрских перевозчиков.
Эксперты в туротрасли говорят, что пассажиропоток на Кипр круглогодичен, хотя на фоне подорожания турпродукта спрос уменьшился на 20-25 проц. Источник издания, близкий к "Аэрофлоту", заявил, что спрос на перевозки на Кипр сезонный, компания выполняет два рейса в день летом и один зимой. Но загрузка здесь выше средних показателей, говорит он, рейсы рентабельны весь год, а конкуренция со стороны чартеров имеет минимальное значение из-за различной структуры пассажиропотока.
Участники рынка на заседании совета по внешним связям Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта в начале июля сочли, что либерализация перевозок должна идти с теми странами, где есть потенциал роста пассажиропотока для российских авиакомпаний. А любое снятие ограничений должно стимулировать подвоз пассажиров в хабы авиакомпаний РФ, а не позволять иностранным перевозчикам перевозить российских пассажиров через свои хабы в третьи страны.
Эксперты согласны, что в случае с Кипром отказ от режима "открытого неба" вполне обоснован, но в то же время они полагают, что в целом в вопросе либерализации перевозок стоило бы избрать путь Израиля, Турции и Марокко, подписавших с ЕС соглашения об открытом небе. Как показала практика, это не привело к падению пассажиропотока национальных перевозчиков и увеличило въездной туризм и доходы в этой сфере. Рост конкуренции снизил бы цены на билеты, подчеркивают эксперты, но сейчас чиновники скорее отстаивают интересы российского авиабизнеса, не обращая внимания на потребителя или туриндустрию.