+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.08.2015 13:45:32
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Обзор рынка грузовых авиаперевозок (август 2015 г.)

Традиционно на долю грузовых авиаперевозок приходится небольшой процент транспортируемых товаров. Однако в последнее время, во многом благодаря работе на зарубежных рынках, грузооборот российских авиаперевозчиков значительно увеличился. Так, в 2014 году, по данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), было перевезено грузов и почты на 3,5% больше, чем годом ранее, а за 7 месяцев 2015-го – на 10,8%. Говорит ли это об улучшении ситуации в отрасли и усилится ли данная тенденция в будущем?
 

Расстановка сил

Российские авиакомпании за 7 месяцев 2015 года увеличили грузооборот на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, до 3,1 млн т-км, говорится в материалах Росавиации. Причем на международных линиях – на 18,2% (а вот во внутреннем сообщении объем перевозок упал на 14,3%). Однако нельзя не отметить, что динамика роста снижается. Напомним, что в I квартале 2015 года увеличение грузооборота российских авиакомпаний составляло 20,3%.

Лидерство по объему перевозимых по воздуху грузов уже долгое время удерживает авиакомпания «ЭйрБриджКарго». Она выполняет регулярные рейсы в 26 направлениях в 14 странах флотом из 14 грузовых судов. За 7 месяцев текущего года самолетами этой компании было перевезено грузов и почты на 19,9% больше, чем за аналогичный период 2014-го. Незначительную прибавку продемонстрировала и компания «Аэрофлот» – рост на 0,3%. Остальные крупные воздушные перевозчики по итогам 7 месяцев текущего года снизили объем перевозок грузов и почты. Так, компания «Трансаэро» за этот период транспортировала их на 18,8% меньше, чем годом ранее, «Волга-Днепр» – на 6,1%, «Сибирь» (S7 Airlines) – на 20,9%. Всего же пятью крупнейшими компаниями было перевезено 490 млн т грузов и почты, что на 10,2% выше прошлогоднего уровня.

Новые игроки в воздушном пространстве?

Также можно отметить еще двух игроков, объем перевозок которых хоть и небольшой, но весьма показательный. Согласно данным Росавиации, за 7 месяцев текущего года компания «Катэкавиа» увеличила грузооборот в 110 раз, до 39 млн т-км, а «Абакан Эйр» – в 52 раза, до 12 млн т-км. Надо отметить, что эти два перевозчика в итоге значительно приблизились к пятерке ведущих компаний. А вот «ЮТэйр» сдает свои позиции, снизив грузооборот на 40,4%, с 27,8 млн т-км в 2014 году до 16,6 млн т-км в 2015-м.


«Что касается авиакомпаний «Катэкавиа» (Azur Аir с декабря 2014 г.) и «Абакан Эйр» (Royal Flight с июля 2014 г.), то они оперируют 14 и 6 пассажирскими ближне- и среднемагистральными самолетами соответственно. При этом Azur Аir входит в холдинг туроператора Anex tour и выполняет чартерные рейсы из городов РФ по туристическим маршрутам, а Royal Flight входит в холдинг OTI и выполняет рейсы для туроператора Coral Travel также по туристическим маршрутам в Турцию, Египет, Испанию, Грецию. Не могу оспорить данные по грузообороту этих компаний, поскольку, кроме Росавиации, их проверить негде, – рассуждает председатель правления альянса ACEX Мирослав Золотарев. – Однако объем перевозок «Абакан Эйр» сопоставим с показателями «Сибири». Если первая компания транспортировала данный объем грузов 6 самолетами, то получается, что S7 – 58? Возможно, эти авиакомпании выполнили ряд чартерных рейсов на большие расстояния, однако странно, как и куда они перевезли такое количество грузов пассажирскими бортами, увеличив грузооборот в тонно-километрах в 110 и 52 раза соответственно».


Эксперты склонны видеть в этом скорее какую-то несостыковку, чем возможное изменение пятерки крупнейших авиаперевозчиков.

Над авиаперевозчиками сгущаются тучи?

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, относительно неплохая динамика перевозок грузов и почты воздушным транспортом может объясняться несколькими вещами. «Из-за контрсанкций существенно изменились товарные потоки, и многие виды скоропортящихся грузов, которые раньше перевозились из Европы автотранспортом, теперь доставляются самолетами. Также на ситуацию в отрасли повлиял рост объемов интернет-торговли, который наблюдается в последние годы. Увеличение числа заказов товаров из других стран, которые заказывают в России, также поддерживает грузовые авиаперевозки», – приводит примеры он.

Однако далеко не все виды грузов (например, круглый лес или уголь) можно перевезти авиатранспортом. По наблюдениям М. Золотарева, ситуация на рынке авиаперевозок может в ближайшее время ухудшиться, так как склады в аэропортах все чаще пустуют. Несмотря на то, что в некоторых случаях, во многом из-за сложившейся экономической ситуации, перевозить авиатранспортом товары стало чуть более рентабельно. «Однако услугами авиаперевозчиков в основном пользуется платежеспособная часть бизнеса с гораздо более быстрым финансовым оборотом. Именно поэтому она менее чувствительна к колебаниям курсов валют. Например, за время доставки морем в течение 30–50 дней курс может измениться на 15–20%, как не раз было в текущем году, и больно ударить по карману грузовладельца. Именно сейчас время быстрой торговли, поэтому до сих пор грузовые авиаперевозки демонстрируют положительную динамику», – полагает он.

Если одни аналитики отрасли уверены в том, что снижение объемов внутренних грузовых авиаперевозок сохранится и даже усилится, а в международном сообщении положительная динамика замедлится, то другие, наоборот, склонны прогнозировать рост грузоперевозок воздушным транспортом.


«Несмотря на непростое состояние экономики, у российской авиаотрасли есть перспективы, причем неплохие. Во многом потому, что по сравнению с другими странами у нас летают мало, а это как раз и создает предпосылки для дальнейшего роста объемов пассажирских и грузовых перевозок в стране и, как следствие, для улучшения экономических показателей отрасли и самих авиакомпаний. К тому же в некоторые регионы можно добраться только благодаря воздушному сообщению», – комментирует Д. Баранов.


Он также напомнил, что в России принята программа развития авиаперевозок, в том числе и региональных. «Власти намерены существенно увеличить вклад воздушного транспорта в ВВП страны, нарастить поступления от него в бюджеты всех уровней, с его помощью увеличить число рабочих мест, загрузить отечественную авиационную промышленность и т. д. Все это также будет способствовать увеличению как производственных, так и финансовых показателей деятельности авиаперевозчиков и всей отрасли в целом», – заключил эксперт.

Авиаперевозки никогда не были массовым продуктом. Однако аналитики полагают, что рост грузооборота крупнейших авиакомпаний, скорее всего, продолжится и, возможно, по итогам года превзойдет показатели 2014-го.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions