+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.04.2023 13:07:02
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Беспилотники налетали на цифровую платформу

На состоявшемся совещании по развитию беспилотной авиации глава государства заявил о необходимости снимать устаревшие административные, регуляторные и другие барьеры. При этом для безопасности полетов нужно сформулировать современные, четкие и прозрачные правила с применением цифровых решений. Практически одновременно тема развития индустрии БПЛА обсуждалась и в Совете Федерации.

Регионы просят и запрещают

В 2022 году рынок летательных беспилотников в России составил порядка 22 млрд руб. По данным Росавиации, в стране зарегистрировано 78 тыс. дронов массой до 30 кг.

В настоящее время БПЛА применяются в тушении пожаров, грузовых перевозках и сельском хозяйстве. Их деятельность на регулярной основе сейчас обкатывается в рамках экспериментального правового режима (ЭПР), который установлен в 6 субъектах РФ. Это Камчатка, Башкортостан, Томская область, Чукотка, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округ.

Дополнительно обращения поступают и от других территорий, поэтому количество регионов, где будет действовать ЭПР по беспилотным полетам, в обозримой перспективе планируется увеличить до 19, сообщил директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития РФ Владимир Волошин.

Однако есть немало сдерживающих факторов для широкого внедрения беспилотников в разных отраслях экономики. «Сталкиваемся с тем, что регионы сначала говорят, да, хочу. Буквально через некоторое время губернаторы принимают решение запретить полеты в принципе, – говорит В. Волошин. – При этом сам ЭПР имеет гибкость. Срок его установления до 3 лет, но и до этого периода можно вносить определенные изменения».

Замглавы Росавиации Дмитрий Ядров подтвердил эту ситуацию. «Ограничения беспилотников в регионах – это барьер. На сегодня 38 субъектов РФ установили запрет на полеты беспилотных воздушных судов. Одно дело, когда это имеет место в центральной части страны, но другое – когда Магаданская область предлагает ограничить полеты», – сказал он.

Безопасность в приоритете

Безусловно, дрон в злых руках несет серьезную угрозу. И сейчас активно обсуждается тема противодействия служб транспортной безопасности возможному вмешательству в работу транспорта со стороны БПЛА. В первую очередь речь идет об уязвимости аэропортовой инфраструктуры.

В настоящее время полномочия противодействовать дронам имеют силовые структуры. С недавних пор таким правом наделена ведомственная охрана, но, как известно, у воздушного транспорта такого подразделения нет.

«Что касается гражданских аэродромов, мы четко понимаем, что наши аэродромы и службы [транспортной безопасности] не имеют компетенций, у них не стоит никаких средств обнаружения и подавления беспилотников, – говорит Д. Ядров. – Позиция Минтранса, Росавиации состоит в том, что этим должна заниматься Росгвардия по аналогии того, как за рубежом занимается полиция, которая определяет, где эти беспилотники летят, и применяет соответствующие меры: сбивать или ставить ловушку и т.д.»

По словам представителя Росавиации, данный подход должен быть отражен не в требованиях законодательства о воздушном транспорте, а скорее всего, в законе «О противодействии терроризму», ФЗ №404 «О внесении изменения в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ».

Другой блок вопросов связан с безопасной эксплуатацией БПЛА и развитием соответствующей сферы регулирования. В прошлом году в стране зафиксировано 122 нарушения использования воздушного пространства беспилотниками. Во многих случаях владельцы дронов не ставили в известность местные власти о полетах, когда этого предусматривал порядок.

Но возникают нештатные истории и когда не требовалось уведомления о запуске квадрокоптера. Подобный случай на днях произошел в столице.

«Недавно потерялся беспилотник в Марьино и начал хаотично летать по всей Москве. Были введены соответствующие ограничения, закрыли аэродром Внуково. Практически он долетел до объекта госохраны Кремля, после этого был переправлен в Сергиев Посад, где упал», – рассказал Д. Ядров.

Как отметил управляющий директор по работе с цифровыми активами ГТЛК Алексей Куканов, через три года число зарегистрированных дронов может увеличиться более чем в 4 раза, до 372 тысяч.

«Это значит, в небе у нас в моменте будет находиться драматически больше аппаратов, чем сейчас. Управлять всем этим по тем технологиями и процедурам, которые есть сегодня, будет затруднено, скорее невозможно», – считает А. Куканов.

Выход – в создании единой цифровой платформы, которая будет вбирать функционал регулятора, отражать информацию от производителей БПЛА и эксплуатантов. Система позволит не только мониторить полеты беспилотников, но и в автоматическом режиме выдавать разрешение на запуск дронов. Немаловажно, что накопленная в ней статистика послужит важной информацией для страховых компаний, поставщиков и пользователей аппаратов, предлагая эффективные модели взаимодействия.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions