– Ситуация с QR-кодами очень спорная, причем не только для авиации. Ежедневно многие куда больше времени проводят в маршрутном такси по пути на работу, чем занимает, например, полет от Санкт-Петербурга до Мурманска или Екатеринбурга. И плотность в наземном транспорте намного выше, чем в том же самолете. Однако ввести QR-коды пока обязали только авиацию. И раз уж есть такая обязанность, то идея с тарифами в целом очень разумная. Если тариф возвратный, то нужно делать возврат. Если же человек сэкономил на билете и решил еще и на QR-коде сэкономить, то это его проблемы. Тем более что разница в цене между возвратным тарифом и стоимостью ПЦР-теста приблизительно одинаковая – около 1000–1800 рублей в зависимости от авиакомпании.
– К чему ведет необходимость возвращать средства вообще всем пассажирам без QR-кодов?
– Это заставляет перекладывать финансовую нагрузку на, так скажем, законопослушных пассажиров, которые выполнили все условия для перелета. Следовательно, законопослушные будут платить все больше и больше из-за любителей сэкономить пару тысяч рублей на ПЦР-тестах. Авиакомпаниям невыгодно отправлять рейсы с и так сократившейся нагрузкой, а потом еще и делать возвраты пассажирам без QR-кодов.
Поэтому поправка к данному законопроекту вполне разумна. И ее следует распространить не только на авиацию, но и на поезда дальнего следования, морские и речные перевозки, дальние автобусные перевозки, а также на проживание в отелях и различные туры с использованием этих видов транспорта.
– Ваша компания понесла какие-то потери из-за отсутствия у некоторых туристов QR-кодов, ПЦР-тестов или из-за нежелания их делать?
– Такие потери для нас составили около 30% от прибыли, так как за многие вещи, кроме отелей, приходилось платить из своего кармана. На примере это выглядело следующим образом. Человек приобретает путевку в место, где этим летом требовались справки и QR-коды. В последний момент он решает ничего не сдавать и приезжает без QR. Его на самолете или теплоходе разворачивают обратно, и человек требует вернуть деньги. Однако для него, помимо отеля, забронированы экскурсии, трансферы и прочее. Кто будет это компенсировать? По факту болезни и предоставления справки мы обязаны вернуть деньги без удержания. То же самое относится и к авиакомпаниям.
– Как часто пассажиры пользуются подобными лазейками?
– Таких «больных» туристов в последний год сотни, а у гидов и владельцев автобусов оплата сдельная. Портить отношения с лучшими перевозчиками в регионе или платить им за таких пассажиров из своего кармана? Бегать и срочно искать им замену за несколько часов до отправления? Это глупо. Нужно, чтобы каждый пассажир понимал свою ответственность. Ведь закон о QR-кодах придумали не авиакомпании, РЖД, автобусные перевозчики или туроператоры – их обязали его исполнять. И перечисленные организации заранее арендуют и бронируют все необходимое, вносят предоплаты и авансы, проверяют техническое состояние транспорта и т. д. А пассажир, в общем, перестает нести свою ответственность. Передумал лететь по невозвратному тарифу? Просто приди в аэропорт в день вылета без QR-кода. Ему не разрешат занять свое место в самолете и обязаны будут вернуть деньги. Удобно пассажирам? Очень!
– А перевозчику каково?
– Думаю, что при таком раскладе лучше вовсе не делать рейсы или убрать невозвратные тарифы, одновременно подняв цены на перелеты. И через полгода-год финал для обеих сторон будет печален. Билеты на самолеты будут стоить баснословно, что повлияет и на пассажиропоток. А это вызовет очередной рост стоимости на авиаперелеты. И так до бесконечности.
Беседовал Степан Ратников