+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.11.2021 15:59:02
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

В доставке небольших грузов по воздуху беспилотники могли бы конкурировать с вертолетами

На сегодняшний день рынок беспилотной авиации, причем не только в России, но и в мире, в большей степени связан с выполнением работ по проведению дистанционного зондирования планеты Земля. Речь идет о фото- и видеосъемке, лазерном сканировании, мониторинге при помощи тепловизоров… А вот для оказания услуг по перевозке грузов беспилотные воздушные судна (БВС) используются крайне редко и о реальном их применении в этой сфере можно говорить разве что в разрезе экспериментов. Как раз о них корреспондент РЖД-Партнера и расспросил заместителя генерального директора по стратегическим проектам ГК «Геоскан» Андрея Грудева.
В доставке небольших грузов по воздуху беспилотники могли бы конкурировать с вертолетами
Несыпучие и твердые грузы

– Насколько современные БВС заточены под грузоперевозки? Сколько килограммов способны поднимать в воздух и какое расстояние преодолевать?

– Есть специализированные дроны, которые могут перевозить от нескольких граммов до сотен кг. При этом масса груза зависит не только от размеров воздушного судна, но и от того, какая силовая установка применяется. А расстояние, преодолеваемое беспилотником, работающим на двигателе внутреннего сгорания, может исчисляться десятками и сотнями километров. Например, есть аппараты с ДВС, которые могут находиться в воздухе сутки. Если такой беспилотник будет лететь с невысокой скоростью, например 100 км/ч, то за сутки преодолеет расстояние в 2000 км.

– Что именно можно доставлять с помощью беспилотной авиации?

– Сразу скажу, что грузы можно перевозить двумя способами: внутри фюзеляжа самого воздушного судна или на внешнем подвесе – либо жестком, как это недавно сделала «Почта России», либо гибком, как это планирует делать «Газпром нефть» для транспортировки крупногабаритных грузов. Что касается номенклатуры, то для перевозки предпочтительнее несыпучие и твердые предметы, которые желательно упаковывать в контейнер. При этом важен вопрос безопасности груза для окружающего пространства, и с этой точки зрения очень проблематичной является перевозка биоактивных материалов. Например, в начале пандемии много говорили о доставке анализов крови с помощью беспилотников, но предоставлять эту услугу никто так и не взялся. Профессионалы очень хорошо понимают, что для получения разрешения на перевозку биоактивных материалов требуются специальные и непростые лицензии. Другой аспект связан с температурным режимом: перевозка, как правило, проходит на больших высотах, где температура может быть значительно ниже, чем на поверхности Земли. Поэтому нужно отдельно думать о термостатировании контейнеров.

– В этом смысле какие-то конкретные испытания уже были проведены?

– Здесь лучше ссылаться на единственный многолетний опыт компании Zipline. Она перевозит кровь в удаленные районы Руанды для помощи больным. Сейчас эта компания начала тестировать доставку грузов в США.

Последняя и предпоследняя миля

– Кому с коммерческой точки зрения было бы выгодно применять беспилотные воздушные судна?

– БВС могли бы существенно улучшить и ускорить работу «Почты России», многочисленных служб доставки, а также внутрикорпоративных логистических служб, например, при перевозке груза с большой земли на плавучую платформу нефтедобычи. В этом есть и экономическая выгода. Доставка небольших грузов (речь о десятках-сотнях килограммов) с помощью БВС может конкурировать с доставкой вертолетом. И в первую очередь речь идет о местах, где на сегодняшний день очень мало дорог (Чукотка, Камчатка, северные территории Ямала) или они доступны в сезонном режиме. Применять беспилотные воздушные судна для доставки грузов целесообразно на двух участках. Первый и наиболее популярный – это «последняя миля». Например, доставка от последнего пункта в логистической цепочке «Почты России» до конечного клиента. Такие перевозки покажут свою эффективность в малонаселенных территориях. В этих целях можно использовать существующие конструкции самих БВС и наземной инфраструктуры.

– Получается, что для доставки в более крупные территории беспилотники не подходят?

– Доставка туда сопряжена с большими рисками. Поэтому здесь лучше говорить о перевозке грузов не на «последней миле», а на так называемой «предпоследней миле», когда груз доставляется с больших логистических складов, часто расположенных около крупных грузовых терминалов, до почтовых отделений. Речь о доставке внутри «Почты России». Это выглядит как корпоративная история, которая не сопряжена с передачей груза непосредственно в руки клиентам, которые пока еще не готовы к приемке и обработке товаров, доставляемых беспилотниками.

– Можно ли, рассуждая о непопулярности грузоперевозок при помощи БВС, говорить о некоем консерватизме самих людей?

– Многое зависит от региона проживания людей и их возраста. Тема беспилотников очень хайповая, и восприимчивая к хайпу молодежь не демонстрирует консерватизма в этом вопросе, относясь к использованию таких технологий очень лояльно. Люди старшего возраста живут традиционным представлением о том, как должна выглядеть доставка. При этом они задают правильные вопросы, ответы на которые пока не даны. «Где и как вместе с грузом можно получить сопроводительные документы?» «Как провести оплату товара курьеру?» «Можно ли отправить товар обратно, если он не подошел, и как именно это сделать?» Много вопросов не находят или даже не найдут ответа. И это, в конце концов, сокращает функционал и возможности той же «Почты России» при использовании беспилотников. Кроме того, могут быть опасения с точки зрения физической безопасности. Большинство БВС имеют пропеллеры, не защищенные корпусом или рамой. Если человек попытается подойти к беспилотнику, который сел и еще не остановил вины, то может травмироваться. Поэтому многие логистические схемы предусматривают сброс или спуск груза с борта БВС на некоторую точку в охраняемом периметре на земле или на площадку специализированного дронопорта, а не в руки получателя.

Контейнеры и защитные системы

– Сохранность груза в пути – не менее острая тема. Как сделать доставку безопасной для обеих сторон?

– Если полет происходит нормально, то непосредственно на борту беспилотного воздушного судна груз никто портить не будет, особенно если он помещен внутрь достаточно прочного контейнера. Логичнее говорить о сохранности груза при его погрузке и передаче конечному получателю. Либо – в момент внештатного завершения полета, например при аварийной посадке. Здесь действительно важно посмотреть, что происходит с грузом, особенно если он представляет из себя опасность для окружающей местности.

– Можете привести показательные примеры из практики каких-то компаний?

– Давайте посмотрим, как вопрос сохранности груза решается в «Инвитро». Компания уже провела несколько тестовых доставок биоматериалов при помощи беспилотников. При этом используются достаточно прочные и жесткие контейнеры, которые должны выдерживать перепады температур. И это не простые ящики, а достаточно сложные конструкции с внутренней термостатической защитой.

– Обязательно ли во время полета отслеживать груз при помощи видеокамер?

– Нет. А вот снабдить сам контейнер защитными системами в случае перевозки специфических грузов целесообразно. Также любая логистическая компания будет заинтересована в снабжении контейнера маяком, который помог бы обнаружить его и сам беспилотник в случае падения.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions