– Насколько современные БВС заточены под грузоперевозки? Сколько килограммов способны поднимать в воздух и какое расстояние преодолевать?
– Есть специализированные дроны, которые могут перевозить от нескольких граммов до сотен кг. При этом масса груза зависит не только от размеров воздушного судна, но и от того, какая силовая установка применяется. А расстояние, преодолеваемое беспилотником, работающим на двигателе внутреннего сгорания, может исчисляться десятками и сотнями километров. Например, есть аппараты с ДВС, которые могут находиться в воздухе сутки. Если такой беспилотник будет лететь с невысокой скоростью, например 100 км/ч, то за сутки преодолеет расстояние в 2000 км.
– Что именно можно доставлять с помощью беспилотной авиации?
– Сразу скажу, что грузы можно перевозить двумя способами: внутри фюзеляжа самого воздушного судна или на внешнем подвесе – либо жестком, как это недавно сделала «Почта России», либо гибком, как это планирует делать «Газпром нефть» для транспортировки крупногабаритных грузов. Что касается номенклатуры, то для перевозки предпочтительнее несыпучие и твердые предметы, которые желательно упаковывать в контейнер. При этом важен вопрос безопасности груза для окружающего пространства, и с этой точки зрения очень проблематичной является перевозка биоактивных материалов. Например, в начале пандемии много говорили о доставке анализов крови с помощью беспилотников, но предоставлять эту услугу никто так и не взялся. Профессионалы очень хорошо понимают, что для получения разрешения на перевозку биоактивных материалов требуются специальные и непростые лицензии. Другой аспект связан с температурным режимом: перевозка, как правило, проходит на больших высотах, где температура может быть значительно ниже, чем на поверхности Земли. Поэтому нужно отдельно думать о термостатировании контейнеров.
– В этом смысле какие-то конкретные испытания уже были проведены?
– Здесь лучше ссылаться на единственный многолетний опыт компании Zipline. Она перевозит кровь в удаленные районы Руанды для помощи больным. Сейчас эта компания начала тестировать доставку грузов в США.
Последняя и предпоследняя миля
– Кому с коммерческой точки зрения было бы выгодно применять беспилотные воздушные судна?
– БВС могли бы существенно улучшить и ускорить работу «Почты России», многочисленных служб доставки, а также внутрикорпоративных логистических служб, например, при перевозке груза с большой земли на плавучую платформу нефтедобычи. В этом есть и экономическая выгода. Доставка небольших грузов (речь о десятках-сотнях килограммов) с помощью БВС может конкурировать с доставкой вертолетом. И в первую очередь речь идет о местах, где на сегодняшний день очень мало дорог (Чукотка, Камчатка, северные территории Ямала) или они доступны в сезонном режиме. Применять беспилотные воздушные судна для доставки грузов целесообразно на двух участках. Первый и наиболее популярный – это «последняя миля». Например, доставка от последнего пункта в логистической цепочке «Почты России» до конечного клиента. Такие перевозки покажут свою эффективность в малонаселенных территориях. В этих целях можно использовать существующие конструкции самих БВС и наземной инфраструктуры.
– Получается, что для доставки в более крупные территории беспилотники не подходят?
– Доставка туда сопряжена с большими рисками. Поэтому здесь лучше говорить о перевозке грузов не на «последней миле», а на так называемой «предпоследней миле», когда груз доставляется с больших логистических складов, часто расположенных около крупных грузовых терминалов, до почтовых отделений. Речь о доставке внутри «Почты России». Это выглядит как корпоративная история, которая не сопряжена с передачей груза непосредственно в руки клиентам, которые пока еще не готовы к приемке и обработке товаров, доставляемых беспилотниками.
– Можно ли, рассуждая о непопулярности грузоперевозок при помощи БВС, говорить о некоем консерватизме самих людей?
– Многое зависит от региона проживания людей и их возраста. Тема беспилотников очень хайповая, и восприимчивая к хайпу молодежь не демонстрирует консерватизма в этом вопросе, относясь к использованию таких технологий очень лояльно. Люди старшего возраста живут традиционным представлением о том, как должна выглядеть доставка. При этом они задают правильные вопросы, ответы на которые пока не даны. «Где и как вместе с грузом можно получить сопроводительные документы?» «Как провести оплату товара курьеру?» «Можно ли отправить товар обратно, если он не подошел, и как именно это сделать?» Много вопросов не находят или даже не найдут ответа. И это, в конце концов, сокращает функционал и возможности той же «Почты России» при использовании беспилотников. Кроме того, могут быть опасения с точки зрения физической безопасности. Большинство БВС имеют пропеллеры, не защищенные корпусом или рамой. Если человек попытается подойти к беспилотнику, который сел и еще не остановил вины, то может травмироваться. Поэтому многие логистические схемы предусматривают сброс или спуск груза с борта БВС на некоторую точку в охраняемом периметре на земле или на площадку специализированного дронопорта, а не в руки получателя.
Контейнеры и защитные системы
– Сохранность груза в пути – не менее острая тема. Как сделать доставку безопасной для обеих сторон?
– Если полет происходит нормально, то непосредственно на борту беспилотного воздушного судна груз никто портить не будет, особенно если он помещен внутрь достаточно прочного контейнера. Логичнее говорить о сохранности груза при его погрузке и передаче конечному получателю. Либо – в момент внештатного завершения полета, например при аварийной посадке. Здесь действительно важно посмотреть, что происходит с грузом, особенно если он представляет из себя опасность для окружающей местности.
– Можете привести показательные примеры из практики каких-то компаний?
– Давайте посмотрим, как вопрос сохранности груза решается в «Инвитро». Компания уже провела несколько тестовых доставок биоматериалов при помощи беспилотников. При этом используются достаточно прочные и жесткие контейнеры, которые должны выдерживать перепады температур. И это не простые ящики, а достаточно сложные конструкции с внутренней термостатической защитой.
– Обязательно ли во время полета отслеживать груз при помощи видеокамер?
– Нет. А вот снабдить сам контейнер защитными системами в случае перевозки специфических грузов целесообразно. Также любая логистическая компания будет заинтересована в снабжении контейнера маяком, который помог бы обнаружить его и сам беспилотник в случае падения.
Беседовал Степан Ратников