– Основные причины – это длительное ожидание, переохлаждение, неаккуратные действия грузчиков. Грузчики дразнят животных, швыряют их с высоты так, что ломают переноски, теряя чужих питомцев при перевозке. А еще животных могут отправить без сопровождения или вообще забыть посадить на рейс. Если говорить о собаках, то они часто получают травмы и стрессы. Вопиющий случай произошел недавно с собакой породы американский булли, погибшей от переохлаждения: с нее кто-то снял согревающий комбинезон. До этого погиб французский бульдог и две кошки породы колор-пойнт, а третья получила обморожения. Добавлю, что в 2022 году сняли ограничения на перевозку собак брахицефальных пород: мопсов, боксеров, бульдогов, пекинесов, ши-тцу. Но риск при авиаперелетах для них повышенный.
– Как избежать травмирования? И что сами хозяева и перевозчики изначально обязаны делать в целях профилактики?
– Хозяева и так выполняют все требования авиаперевозчиков. Обычно летят выставочные животные, приученные к переноске. А вот перевозчики должны исполнять свой же регламент. Говорю о первоочередной погрузке и выгрузке животных, бережном отношении к живому грузу, комфортной температуре в салоне. В 2022 году изменены требования к погрузке животных на борт. В частности, введены дополнительные ограничения времени нахождения контейнера на перроне, а также требования по использованию защиты от непогоды при транспортировке. Выделены специальные места для обеспечения комфортного ожидания животного. В соответствии с правилами при регистрации проводится фотосъемка животных и клетки, на клетку крепится стикер с данными питомца и телефоном владельца. Возможно, следует разрешить выкуп соседнего места для питомца с весом более 8 кг, как это сделано в других авиакомпаниях.
– Какие медицинские и технические ресурсы обязаны быть на борту воздушного судна, чтобы существенно снизить вероятность несчастного случая или же оперативно оказать помощь животному?
– На борту должна быть комфортная температура, а контейнер – надежно закреплен. Недопустимо жестокое обращение с животными. Открывать контейнер во время перелета запрещено даже хозяину в салоне, а в грузовом отсеке во время полета никого нет (во всяком случае за животным наблюдать постоянно не будут, в лучшем случае – заглянут проверить), так что помощь оказать не получится. Ответственность с себя перевозчики снимают, даже если выдают травмированное животное или его труп, а то и вовсе пустую переноску.
– Каким должен быть контейнер, позволяющий максимально обезопасить животное от получения травм, в том числе и смертельных?
– Контейнер должен быть такого размера, чтобы животное могло встать в полный рост и развернуться. Это особенно важно для собак-брахицефалов. Новые правила 2022 года должны выполняться неукоснительно. После приема контейнера к перевозке на стойке негабаритного багажа контейнер опускается на лифте в комплектовочное помещение, устанавливается на багажную тележку и плотно закрепляется на ней швартовочными фалами. В комплектовочном помещении тележка с контейнером устанавливается в удалении от шумных механизмов и сквозняка. Багажная тележка вывозится из комплектовочного помещения непосредственно перед началом загрузки багажа. В случае дождя, сильного ветра или других неблагоприятных погодных условий багажная тележка закрывается защитным тентом. Колесики на контейнере должны быть съемными, чтобы предотвратить нежелательное движение переноски на ленте транспортера, а запоры на контейнере – надежными. В багажном отделении контейнер с животным устанавливается на безопасном расстоянии от другого багажа, огораживается от него защитными сетками. Контейнер с животным надежно закрепляется к неподвижным частям багажного отсека. Температура воздуха багажного отделения в полете гарантированно поддерживается на уровне от +4 до +26 градусов.
– Как часто хозяевам удается наказать виновных в травмировании или смерти своих питомцев? Какова в этом смысле известная вам судебная практика?
– Страхование животных при авиаперевозках пока только планируется. Сейчас животное для перевозчиков – всего лишь багаж. Например, после инцидента с кошками владельцу предложили компенсацию за сломанную переноску, виновного грузчика уволили, а другим грузчикам объявили выговор. И все! В уголовном деле по ст. 245 «Жестокое обращение с животными» было отказано. А вот журналисту, щенок корги которого повредил лапу, компенсацию выплатили добровольно – из-за статуса хозяина собаки.
Беседовал Степан Ратников