+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.05.2022 11:40:54
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Самолет ЛМС-901 Байкал никогда не станет альтернативой кукурузнику

В связи с западными санкциями в стране существенно возросла роль малой авиации, и без того игравшая значимую роль в регионах. Легкие воздушные суда в меньшей степени зависимы от импортных запчастей и комплектующих, а потому должны будут помочь стране пережить тот непростой переходный период, во время которого можно не только выстоять, но и значительно окрепнуть, выведя на новый виток развития отечественную промышленность. В чем еще преимущества малой авиации над большим собратом и существуют ли подводные камни, невидимые глазу обывателя, корреспонденту РЖД-Партнера рассказал глава авиационного альянса «Аэрохимфлот» Клим Галиуллин.
Самолет ЛМС-901 Байкал никогда не станет альтернативой кукурузнику
– Клим Николаевич, многие СМИ не первый год пишут о том, что малая авиация в России скорее мертва, чем жива. Можете опровергнуть это суждение?

– К сожалению, общие тенденции современных СМИ – больше писать о негативе. Давайте разберемся, что такое малая авиация. К гражданской авиации России, помимо коммерческих воздушных перевозок пассажиров и грузов и любительской авиации общего назначения, относится отрасль авиационных работ, представленная практически 200 авиакомпаниями. В законодательстве нет понятия «малая авиация», но оно активно используется в обществе для обозначения полетов, совершаемых на малых (легких) воздушных судах. Так сложилось, что абсолютное большинство обывателей, в том числе журналистов, к малой авиации относят только любителей, поскольку ничего не знают ни про авиационные работы, ни про самолеты и вертолеты, которые по-прежнему осуществляют перевозки пассажиров и грузов на местных воздушных линиях внутри или между регионами. В большинстве случаев авария или катастрофа маленького самолета – это любительская авиация (авиация общего назначения). Средства массовой информации, тиражируя новость, проецируют эти трагические события на всю малую авиацию, что, конечно, не соответствует действительности. Поэтому давайте отделим зерна от плевел. В любительской авиации общего назначения аварийность высокая, но в нашей отрасли авиационных работ, как и в пассажирских перевозках на местных линиях, высокий уровень безопасности полетов. И на сегодняшний день отрасль авиационных работ закрывает все потребности государственных и частных заказчиков: авиационно-химические и лесоавиационные работы, все виды воздушных съемок, поисково-спасательные работы, санитарная авиация, мониторинг с воздуха газо- и нефтетрубопроводной системы страны, транспортно-связные работы. Авиапредприятия отрасли ежегодно приносят в бюджет РФ более 100 млрд руб. налоговых отчислений. В тех регионах, где власти озаботились обеспечением транспортной доступности своего населения, внутрирегиональные воздушные перевозки также успешно функционируют. Резюмирую: малая авиация в России существует и развивается.

– А насколько увеличилась роль малой авиации в новой реальности, если учитывать санкционное давление со стороны западных стран?

– Роль малой авиации всегда была, есть и будет достаточно высокой. Санкционное давление коснулось нас в части ограничения поставок запасных частей и комплектующих. Например, двигателю АШ-62 самолета Ан-2 для ремонта нужны запчасти, которые производят польские предприятия. Поскольку этот двигатель, к счастью, не является высокотехнологичным, российские предприятия легко произведут такие запчасти. То же самое можно сказать и об отечественных двигателях для самого распространенного в стране вертолета Ми-8. Поэтому малой авиации санкции коснулись в меньшей степени, нежели большой авиации. Так получилось, что начало ограничений совпало с анонсированной нами работой по развитию авиационно-химических, лесоавиационных и транспортно-связных работ. Поскольку в наших планах уже значилось увеличение объемов выполняемых авиаработ, мы будем вне зависимости от новых условий работать над развитием.

– На Уральском заводе гражданской авиации намерены запустить производство самолетов «Байкал», которые якобы должны стать альтернативой кукурузникам. Насколько такое решение можно считать оправданным?

– Надо признать, что самолет ЛМС-901 «Байкал» никогда не станет альтернативой кукурузнику. Мы уже сейчас видим, что характеристики «Байкала» позволят лишь частично заменить своего предшественника. Поэтому самолет-труженик Ан-2 с нами еще на долгие годы.

– А производство непосредственно Ан-2 в России никак не возродить? И есть ли в этом очевидный смысл?

– Китай производит и эксплуатирует самолет под брендом Y-5, который создан на базе Ан-2 и практически полностью совпадает с ним по характеристикам. Вот вам и ответ на вопрос: конечно, смысл есть. Самолет Ан-2 обладает, без преувеличения, выдающимися летно-техническими характеристиками. Все, что необходимо было сделать, – создать новый двигатель и современную авионику.

– Российское правительство уже с сентября 2022 года разрешит собственникам малых воздушных судов зарабатывать на перевозке грузов и пассажиров. Плюсы очевидны многим. А каковы минусы?

– С сентября 2022-го вступают в силу новые федеральные авиационные правила по коммерческим воздушным перевозкам (приказ Минтранса РФ от 12 января 2022 г. № 10). Для сертифицированных Росавиацией авиапредприятий требования действительно разумно упрощаются. Компаниям, выполняющим, к примеру, авиационные работы, будет легче начать перевозки пассажиров на легких воздушных судах. Это как раз тот резерв государства, которым можно закрыть любые потребности по обеспечению транспортной доступности отдаленных населенных пунктов в стране. А кто такие собственники малых воздушных судов? Это опять-таки любители от авиации общего назначения, которым никто не даст перевозить грузы и пассажиров, поскольку квалификация таких пилотов недостаточна для коммерческой деятельности. СМИ растиражировали информацию, но никто из них, очевидно, не читал сам документ.

– Санкции не вечны. Когда обстановка нормализуется, не забудут ли о малой авиации за ненадобностью? Или Россия получила хороший урок, не усвоить который себе дороже?

– О малой авиации невозможно забыть. Повторюсь, она живет и работает. Около 200 авиапредприятий выполняют авиационные работы, все их можно отнести к малой авиации. В отрасли коммерческих воздушных перевозок – более 100 эксплуатантов, часть из которых выполняют пассажирские перевозки на легких воздушных судах, и это тоже малая авиация. Вопреки всем санкциям 28 апреля в аэропорту Шушенское в Красноярском крае состоялась конференция «Новый этап развития отрасли авиационных работ». Мероприятие проводилось при поддержке Росавиации. Мы работаем, обеспечиваем своевременное выполнение авиационных работ и перевозки пассажиров и грузов на малых воздушных судах. И не собираемся останавливаться на достигнутом.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions