– Это произойдет тогда, когда появятся авиалайнеры всех классов отечественной разработки, по своим характеристикам не уступающие зарубежным. А такое возможно только при государственной поддержке и защите отечественных разработчиков и производителей авиатехники.
– Есть ли вообще предпосылки для этого, говоря о кадрах, технологиях?
– При эффективном менеджменте и достаточном финансировании постепенно можно решить указанные проблемы. При этом, как и любая высокотехнологичная область производства, авиаракетостроение очень чувствительно к политической и экономической стабильности.
– В чем преимущества и минусы уже существующих российских самолетов?
– Преимущество наших самолетов заключается в их аэродинамике и прочности планера. Это наследие старой советской школы проектирования авиатехники. Недостатки – авионика и двигатели. Первое очень сильно зависит от импортной элементной базы. А разработка двигателей современного мирового уровня затягивается. Также следует отметить недостаточную мобильность и обеспеченность технического сопровождения при эксплуатации техники.
– Сказываются ли на престиже отечественного самолетостроения неоднократные инциденты с участием SSJ-100?
– Как у любого нового самолета, у SSJ-100 были конструктивно-технологические недостатки. Произошедшие аварии и катастрофы не лучшим образом сказались на имидже этого самолета. Но справедливо отметить и то, что у «Боингов» (особенно B737) и «Эйрбасов» было не меньше серьезных проблем. Теперь на престиж SSJ-100 больше влияет уровень их технического обслуживания.
– Согласны ли Вы с тем, что сегодня в России проблем куда больше именно с обслуживанием воздушных лайнеров, нежели с конструированием и производством?
– Согласен. Межполетное обслуживание, проведение регламентных работ и ремонтов часто происходит с нарушением технологий и при дефиците запчастей. Вместе с тем эксплуатационные характеристики, в том числе стоимость и простота в обслуживании, в значительной степени определяются на стадии разработки, проектирования и производства.
– Какой Вам видится ситуация на рынке к 2030 году?
– Не могу представить ситуацию к этому времени. Ясно лишь то, что эпидемии, экономические и политические кризисы могут сильно снизить уровень авиаперевозок.
Беседовал Степан Ратников