+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.07.2017 10:32:32
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Полет, ограниченный рублем

Дроны, когда-то появившиеся в фантастических фильмов, сегодня нашли свое применение в транспортно-логистической отрасли. Они активно используются на складских объектах, при сортировке и доставке небольших партий грузов. Сможет ли это устройство стать полноценным участником отрасли, и не помешают ли этому новые правила их эксплуатации? Об судьбе дронов ИА РЖД-Партнер.ру побеседовал с генеральным директором ПАО «ТрансФин-М» Дмитрием Зотовым.
Полет, ограниченный рублем
– Дмитрий Анатольевич, 5 июля вступили в силу требования Воздушного кодекса для малых беспилотников и дронов. Их владельцы в обязательном порядке должны поставить их на учет. За нарушение воздушного пространства предусмотрен штраф для должностного лица в 20 тыс. руб., а для юридического – 300 тыс. руб. Как вы считаете, не затормозит ли это процесс развитие и внедрение беспилотных технологий в России?

– В данном случае законодательство не успевает за развитием технологий. К 5 июля вступили в силу требования Воздушного кодекса, но не были созданы правила учета беспилотников. По сути, Воздушный кодекс редакции 1993 года практически не менялся до сегодняшнего дня: были добавлены лишь небольшие изменения по беспилотным системам, но не было проведено фундаментального пересмотра документа. Около 90% рынка беспилотников в России – это военные разработки, которые испытываются на военных полигонах и не представляют опасности для обычных граждан и частной собственности. В отличие от военных, коммерческие беспилотники, могут применяться в наиболее людных местах. Из-за этого, помимо обязательной постановки на учет, должны быть созданы правила эксплуатации беспилотников, правила их технического обслуживания, предельных сроков службы комплектующих.

Понятные и описанные юридические практики по использованию беспилотников могли бы ускорить развитие данного сегмента рынка. А единственная правоприменительная практика в виде штрафа не может содействовать внедрению беспилотников. Пятнадцатикратное различие в штрафе для физических и юридических лиц не позволит развиваться коммерческим решениям на данном рынке. В настоящий момент большинство беспилотников гражданского назначения используются для видео- и фотосъемки, которой занимаются предприниматели. Крупные российские монополии используют беспилотные системы для мониторинга своей инфраструктуры (железных дорог и трубопроводов) вдали от мест проживания людей.

– Где и как сегодня в транспортно-логистическом комплексе используются малые беспилотные аппараты и дроны? Облегчают ли они работу складского комплекса? Как Вы считаете, каких сегментах транспортно-логистического комплекса наиболее эффективно их применение и почему?

– Дроны и беспилотники могут использоваться в работе складского комплекса как для перевозок, так и для мониторинга ситуации на объекте с помощью видеосъемки. Крупнейшие мировые логистические компании Amazon, DHL, UPS представили концептуальные способы экспресс-доставки товаров беспилотниками. Однако ни одной из компаний пока не удалось договориться с потенциальными партнерами о доставке товаров и почты, поэтому проекты остались на стадии тестирования. В России было несколько промо-проектов по доставке пиццы и сим-карт, организованной компанией CopterExpress. Все же пока экспресс-доставка с помощью дронов в России не может быть организована в крупных масштабах как из-за отсутствия законодательной базы, так и из-за того, что средняя стоимость доставки курьером составляет 300 руб., что ниже средней расчетной стоимости доставки дроном, тем более курьер намного безопаснее беспилотной системы.

– Насколько сложно получить такое разрешение? Может ли компания, применяющая, например, у себя на складе беспилотники, получить разрешение оптом, сразу на все устройства?

– В данный момент Минтранс разрешил использовать беспилотники без регистрации, так как правила еще не созданы. Требования для регистрации должны быть прозрачными и понятными как для аэролюбителей и предпринимателей, так и для юридических лиц, а также учитывать интересы всех сторон. Однако они должны быть созданы не просто для формирования реестра беспилотников, а законодательно регулироваться. Ведь большинство гражданских аппаратов являются иностранной продукцией, регистрировать которую можно еще на таможне.

Также при создании правил учета может возникнуть следующий вопрос: «Что является предметом регистрации?». Либо полное изделие в комплекте, либо это будет полетный контроллер, либо GPS-модуль, либо радиомаяк, либо двигатели... Комплектность беспилотников после первого неудачного полета может полностью поменяться, что может заставить регистрировать его заново после каждой поломки.

– Сейчас обсуждается возможность для небольших дронов уведомительного порядка полетов как для авиации общего назначения. Как Вы считаете, это более правильный подход? Какие достоинства и недостатки такого варианта регулирования Вы можете отметить?

– Для организации уведомительного порядка полетов для беспилотников придется кратно увеличить штат диспетчеров. Ведь в России эксплуатируется не более 1 тыс. коммерческих самолетов и вертолетов и 4 тыс. самолетов малой авиации. А беспилотников, купленных только в одной Москве, намного больше, чем пилотов гражданских судов. Диспетчеризация полетов на дронах никак не улучшит безопасность их проведения. Пока основным фактором того, что происходит мало происшествий с беспилотниками, является высокая стоимость беспилотного аппарата, которая отстраняет безответственных пользователей.

Наибольшую опасность представляют аппараты, которые сделаны и спроектированы аэролюбителями самостоятельно, и имеют технически слабый полетный контроллер. Коробочные решения DJI и SYMA намного более безопасны в обращении: в них заложены функции возврата в точку старта, такие коптеры имеют возможность зависнуть на месте, в полетном контроллере заложены координаты мест (аэропорты, военные базы, испытательные полигоны), в которых для их продукции запрещены любые полеты, компании-производители сами обновляют базы данных таких объектов.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions