– Дмитрий Анатольевич, 5 июля вступили в силу требования Воздушного кодекса для малых беспилотников и дронов. Их владельцы в обязательном порядке должны поставить их на учет. За нарушение воздушного пространства предусмотрен штраф для должностного лица в 20 тыс. руб., а для юридического – 300 тыс. руб. Как вы считаете, не затормозит ли это процесс развитие и внедрение беспилотных технологий в России?
– В данном случае законодательство не успевает за развитием технологий. К 5 июля вступили в силу требования Воздушного кодекса, но не были созданы правила учета беспилотников. По сути, Воздушный кодекс редакции 1993 года практически не менялся до сегодняшнего дня: были добавлены лишь небольшие изменения по беспилотным системам, но не было проведено фундаментального пересмотра документа. Около 90% рынка беспилотников в России – это военные разработки, которые испытываются на военных полигонах и не представляют опасности для обычных граждан и частной собственности. В отличие от военных, коммерческие беспилотники, могут применяться в наиболее людных местах. Из-за этого, помимо обязательной постановки на учет, должны быть созданы правила эксплуатации беспилотников, правила их технического обслуживания, предельных сроков службы комплектующих.
Понятные и описанные юридические практики по использованию беспилотников могли бы ускорить развитие данного сегмента рынка. А единственная правоприменительная практика в виде штрафа не может содействовать внедрению беспилотников. Пятнадцатикратное различие в штрафе для физических и юридических лиц не позволит развиваться коммерческим решениям на данном рынке. В настоящий момент большинство беспилотников гражданского назначения используются для видео- и фотосъемки, которой занимаются предприниматели. Крупные российские монополии используют беспилотные системы для мониторинга своей инфраструктуры (железных дорог и трубопроводов) вдали от мест проживания людей.
– Где и как сегодня в транспортно-логистическом комплексе используются малые беспилотные аппараты и дроны? Облегчают ли они работу складского комплекса? Как Вы считаете, каких сегментах транспортно-логистического комплекса наиболее эффективно их применение и почему?
– Дроны и беспилотники могут использоваться в работе складского комплекса как для перевозок, так и для мониторинга ситуации на объекте с помощью видеосъемки. Крупнейшие мировые логистические компании Amazon, DHL, UPS представили концептуальные способы экспресс-доставки товаров беспилотниками. Однако ни одной из компаний пока не удалось договориться с потенциальными партнерами о доставке товаров и почты, поэтому проекты остались на стадии тестирования. В России было несколько промо-проектов по доставке пиццы и сим-карт, организованной компанией CopterExpress. Все же пока экспресс-доставка с помощью дронов в России не может быть организована в крупных масштабах как из-за отсутствия законодательной базы, так и из-за того, что средняя стоимость доставки курьером составляет 300 руб., что ниже средней расчетной стоимости доставки дроном, тем более курьер намного безопаснее беспилотной системы.
– Насколько сложно получить такое разрешение? Может ли компания, применяющая, например, у себя на складе беспилотники, получить разрешение оптом, сразу на все устройства?
– В данный момент Минтранс разрешил использовать беспилотники без регистрации, так как правила еще не созданы. Требования для регистрации должны быть прозрачными и понятными как для аэролюбителей и предпринимателей, так и для юридических лиц, а также учитывать интересы всех сторон. Однако они должны быть созданы не просто для формирования реестра беспилотников, а законодательно регулироваться. Ведь большинство гражданских аппаратов являются иностранной продукцией, регистрировать которую можно еще на таможне.
Также при создании правил учета может возникнуть следующий вопрос: «Что является предметом регистрации?». Либо полное изделие в комплекте, либо это будет полетный контроллер, либо GPS-модуль, либо радиомаяк, либо двигатели... Комплектность беспилотников после первого неудачного полета может полностью поменяться, что может заставить регистрировать его заново после каждой поломки.
– Сейчас обсуждается возможность для небольших дронов уведомительного порядка полетов как для авиации общего назначения. Как Вы считаете, это более правильный подход? Какие достоинства и недостатки такого варианта регулирования Вы можете отметить?
– Для организации уведомительного порядка полетов для беспилотников придется кратно увеличить штат диспетчеров. Ведь в России эксплуатируется не более 1 тыс. коммерческих самолетов и вертолетов и 4 тыс. самолетов малой авиации. А беспилотников, купленных только в одной Москве, намного больше, чем пилотов гражданских судов. Диспетчеризация полетов на дронах никак не улучшит безопасность их проведения. Пока основным фактором того, что происходит мало происшествий с беспилотниками, является высокая стоимость беспилотного аппарата, которая отстраняет безответственных пользователей.
Наибольшую опасность представляют аппараты, которые сделаны и спроектированы аэролюбителями самостоятельно, и имеют технически слабый полетный контроллер. Коробочные решения DJI и SYMA намного более безопасны в обращении: в них заложены функции возврата в точку старта, такие коптеры имеют возможность зависнуть на месте, в полетном контроллере заложены координаты мест (аэропорты, военные базы, испытательные полигоны), в которых для их продукции запрещены любые полеты, компании-производители сами обновляют базы данных таких объектов.
Беседовала Татьяна Симонова
Автор: Дмитрий Зотов, генеральный директор ПАО «ТрансФин-М»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.