– Номенклатура грузов, доставляемых таким способом устоявшаяся. А вопрос выгоды зависит от того, какую составляющую часть (относящуюся к транспортировке) в себестоимости конечного товара заказчик считает приемлемой. Международная базовая статистика, практически не меняющаяся под влиянием экономических кризисов, такова: весовая доля грузов, перевозимых авиатранспортом, составляет всего 1,3-1,5% от общей массы всех перевозимых в мире всеми видами транспорта, но при этом стоимостная доля перевозимых авиакомпаниями грузов составляет 35% от общей их стоимости. Иными словами, в целом выгодно перевозить авиатранспортом грузы, небольшие по объему, но имеющие высокую стоимость.
Типовые виды грузов, перевозимых авиатранспортом: дорогие, ценные грузы (valuable), товары, имеющие по условиям доставки обязательные короткие сроки доставки (time critical), сюда же в принципе можно отнести и доставку скоропортящихся товаров, продуктов питания и цветов (fresh), а также перевозку проектных грузов и продукции с географическими особенностями перевозки (project cargo).
– В последнее время пассажирские авиакомпании значительно увеличили перевозку грузов и почты (лидер по темпам роста авиаперевозчик «Россия»), как вы считаете, с чем связан данный тренд?
– С оживлением экономики, а также развитием сектора электронной коммерции. Кроме того, нельзя не отметить и позитивные изменения в деятельности Почты России, которые также способствовали росту положительной динамики.
– Как вы считаете, есть ли разница в структуре перевозимых грузов между специализированными грузовыми авиаперевозчиками и пассажирскими компаниями?
– Да, конечно. Различие между ними в основном связано с теми судами, которые они эксплуатируют. При перевозке грузов пассажирскими самолетами, в коротко- и среднемагистральных типах судов существуют ограничения по весам и габаритам транспортируемых грузов (размеры грузового отсека и общая транспортируемая масса). Однако современные дальнемагистральные пассажирские самолеты, как правило, имеют возможность перевозить грузы значительных объемов. Специализированные грузовые авиаперевозки в основном осуществляются на средние и дальние расстояния между сложившимися исторически и экономически региональными грузовыми хабами, где происходит консолидация грузопотоков региона, например, Франкфурт, Амстердам, Дубай, Гонконг, Шанхай.
– Какие авианаправления сегодня самые востребованные? Появились ли какие–то новые маршруты?
– Если смотреть с точки зрения Северо-Западного и Центрального районов РФ, то востребованы практически те же направления, что и раньше, но со спецификой сложившихся экономических и санкционных условий. Так, например, восточное направление, раньше очень серьезно представленное импортом из Китая, сейчас представлено также растущим экспортом в страны Юго–Восточной Азии, в основном во Вьетнам.
Что касается западного направления, то все меньшую часть занимает грузооборот с США/Канадой, но стабильный рост показывает направление экспорта в Латинскую Америку (Бразилия, Чили).
– Какие изменения, произошедшие за последние 2-3 года вы можете выделить и в связи с этим, какой прогноз можете дать?
– Изменения есть и очень даже значительные. За обозначенный период произошла кризисная консолидация отрасли. Кроме того, усилились позиции перевозчиков из Центральной Азии (Турецкие авиалинии) и стран Персидского Залива (Эмирейтс, Катар, Этихад). Здесь налицо как раз тренд развития грузооборота Европа – Азия.
Если попытаться заглянуть в будущее, то, можно предположить, что доля грузовых авиаперевозок будет расти локально, на определенных региональных направлениях, но в целом останется постоянной, растущей или снижающейся в абсолютном выражении вместе с объемами мировой торговли. Конкуренция также будет усиливаться на региональных направлениях с большой экономической активностью. Что касается стоимости услуг авиакомпаний, то отмечу, что цены – есть производная спроса и затрат на топливо. Сейчас нет предпосылок для их изменений, так как мы наблюдаем стабильно растущий, хоть и не значительно, спрос на данный сервис и умеренные цены на нефть.
Беседовала Татьяна Симонова