– Ограничения для международного грузового воздушного сообщения менее строгие, нежели для пассажирских перевозок. С этой точки зрения грузовая авиация в более привлекательном положении, тем более что прекращение полетов регулярных рейсов заставляет грузоотправителей, прежде всего, операторов экспресс-доставки, делать ставку на специализированные грузовые компании. Однако падение объемов международной торговли нельзя списывать со счетов. И в целом экономический кризис, будучи, вероятно, долгосрочным, обескровит грузовые авиакомпании.
– Можно ли прогнозировать, что грузы уйдут на РЖД или автодоставку?
– Есть сегмент, который невозможно закрыть альтернативными видами транспорта: в ряд пунктов на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в Сибири и на Северо-Западе можно добраться только воздухом. Но в целом перераспределение возможно. Впрочем, я бы предположил, что перераспределение будет связано с сокращением производства отдельных категорий товаров. Условно говоря, если из-за теплой зимы сокращается потребление угля и перевозки по железной дороге падают, это не значит, что грузоотправитель выбрал альтернативный вид транспорта. Если продажи цветов сокращаются и их не везут к праздникам самолетами, это не значит, что цветы повезли траками и т. д.
– Какие меры сегодня нужны со стороны правительства для поддержки компаний отрасли?
– Во всех отраслях сейчас кризис ликвидности. Всем нужны живые деньги. Проблема авиакомпаний в том, что рентабельность перевозок очень низкая, поэтому даже беспроцентные кредиты на 6–8–12 месяцев не решат проблемы. Или очень долгие кредиты, или прямые субсидии. Вероятность того, что правительство на это пойдет, я рассматриваю как очень низкую.
Снижение налоговой нагрузки было бы полезно, но все понимают, что нулевой налог на прибыль не поможет отрасли – у всех будут убытки. Действенным может быть только обнуление (но не отсрочка уплаты) НДС.
Но главное, что можно сделать уже сейчас: при принятии тех или иных решений об установлении строгих ограничений в авиационной сфере не забывать, что существуют грузоперевозки. Если вводятся запреты на перевозки пассажиров, нужно четко оговаривать, что пассажиров возить нельзя, но грузы должны летать!
Беседовала Мария Шевченко