+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.08.2022 17:35:32
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Добраться до Китая пешком стало быстрее, чем на самолете

Западные санкции затруднили авиаперелеты в Европу для отдыха в сезон отпусков, но что-то мешает отдыхать и в Азии. К примеру, исчезли не очень дорогие прямые авиарейсы «Аэрофлота» из Москвы в Китай. Теперь добираться в Поднебесную нужно через Дубай или с промежуточной посадкой в турецких аэропортах, а стоит такое удовольствие более 300 тыс. руб. Почему это произошло? Может ли ситуация с авиаперелетами в Азию улучшиться в обозримой перспективе? На эти вопросы ответил президент Ассоциации агентств воздушного транспорта, член общественного совета Росавиации Сергей Демиденко.
Добраться до Китая пешком стало быстрее, чем на самолете
– Сергей, такая дороговизна полетов в Азию объясняется жаждой прибыли, овладевшей авиакомпаниями, или есть другие причины?

– Я противник того, чтобы компании устанавливали сезонные цены по принципу «чем больше желающих летать – тем больше нужно с них содрать». И всегда об этом заявляю как член общественного совета Росавиации. Мне отвечают: «Это новый молодой российский капитализм». С этим, конечно, нужно бороться.

– А как может бороться пассажир?

– Теми же рыночными способами. Покупать услугу у тех, кто предлагает более или менее допустимую цену. Через Москву в Пекин не нужно лететь. Есть хабы в Новосибирске и Красноярске. Росавиация делает много для того, чтобы внутренние рейсы не дорожали, а даже дешевели. Поэтому дешевле и быстрее всего выйдет (посоветуйте друзьям) долететь до Благовещенска и оттуда идти пешком по мосту в Китай, который недавно построили. А из Новосибирска в Пекин доставит авиакомпания «Сибирь», из Красноярска – «Аэрофлот». Уже по совсем другим ценам.

Но нужно понимать, что у авиаторов есть и объективные трудности, возникшие по независящим от них обстоятельствам.

– Что это за трудности?

– В компаниях действительно тяжелая ситуация, они на грани выживания. Летать за границу не дают, наши самолеты там арестовывают. Даже страны, которые не поддержали антироссийские санкции, подчиняются международным авиационным властям. Поэтому даже с Китаем и другими лояльными к нам странами нужно на дипломатическом уровне согласовывать буквально каждый рейс, чтобы самолет потом выпустили. И это не всегда помогает. Недавно наш самолет арестовали в Шри-Ланке, хотя заранее был договор о том, что ничего с ним не сделают. То есть международных полетов, которые бы нам официально утвердили, сейчас не существует в принципе. Есть только соглашения на честном слове. Поэтому авиакомпании страхуют риски, что неизбежно отражается на цене билетов.

Другая беда – отсутствие запчастей для иностранных самолетов. В первую очередь колес для шасси. Их нужно менять после пяти посадок. Резины для боингов у нас нигде нет. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта обратилась в Минтранс с просьбой ввести «официальный каннибализм», то есть разрешить разбирать самолеты на запчасти. Это в ближайшем будущем сделают. Неформальное согласие есть, осталось подготовить документы. Но проблемы с колесами это не решит. Разутые самолеты помогут остальным всего на несколько рейсов, а что дальше?

– А наладить свое производство таких колес? Попросить для этого помощи у государства?

– Наверное, можно попытаться это сделать, но не сию минуту. Что реально может сделать государство прямо сейчас? Росавиация всячески пытается оживить внутренние перевозки. Группе компаний «Аэрофлот» для поддержания доступных цен выделено 49 млрд руб., авиакомпания «Сибирь» получила 15 млрд, «Уральские авиалинии» – почти 9 млрд. Пенсионерам и студентам – особенные скидки. К примеру, для пенсионера долететь из Москвы до Санкт-Петербурга сейчас дешевле, чем добраться поездом: всего 1,5 тыс. руб. В итоге в июле этого года установлен рекорд: заполняемость кресел составила 92%. Но этот позитив на международные перелеты не распространяется.

– Какой будет динамика пассажирского авиасообщения с Азией в перспективе?

– С Китаем мы не по международным воздушным правилам, а по дипломатическим договорились, что наши самолеты арестовывать не будут пока, особенно если за них уже выплатили все деньги по лизингу. Самолеты, не выкупленные до конца, могут арестовать и в Китае. Сколько продержатся эти договоренности, неизвестно. Даже Карл Маркс выделял азиатскую формацию в отдельную, не подчиняющуюся никаким теориям. Но когда все летают по разным правилам, тоже плохо. Помните, в Швейцарии несколько лет назад столкнулись два самолета, потому что наш летел по нашим правилам, а их – по международным? Это опасно.

Опасно и то, что практически все самолеты наших перевозчиков, которые летают в Китай, – иностранного производства и до сих пор обслуживались зарубежными компаниями. А сейчас их просто не обслуживают. То есть требования к безопасности уже не соблюдаются в полной мере.

Через 2 месяца компании столкнутся еще и со значительным сезонным сокращением внутренних перелетов. И к уже перечисленным проблемам добавится отсутствие денег. Сейчас-то перевозчики держатся на субсидиях, внутренних пассажирских потоках, а на зарганполетах впрок пытаются нажиться. Отсюда – часть накруток.

– А размер накруток к реальной цене билета кто-то контролирует?

– Накрутки разные бывают. С одной стороны, есть кассы, где продаются билеты. Кассирам нужно зарплату платить, рабочие места содержать. Естественно, это попадает в цену билета. И вот пару лет назад «Аэрофлот» разослал всем агентствам по продаже билетов телеграмму, что кто хоть рубль возьмет с субсидированных государством перелетов, тот будет отключен от каналов продаж. А на Дальнем Востоке почти все пассажирские перевозки субсидируются. В итоге Приморское агентство получило отрицательную рентабельность и было вынуждено закрыть очень многие кассы по всему Владивостоку. А они продавали не только авиационные билеты, но и остальные. Первым возмутилось ОАО «РЖД», потерявшее свои продажи. Часть касс вернули, но шаговой доступности для людей уже не осталось. Поэтому в таких случаях нужно осторожно относиться к накруткам.

Беседовал Михаил Зубов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions