+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.09.2022 14:02:21
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Деньги есть, но они не летают: как выпустить 1 тыс. отечественных самолетов к 2030 году

На Восточном экономическом форуме заместитель министра транспорта Игорь Чалик озвучил цифру: авиационная отрасль ожидает выпуска более 1036 новых отечественных пассажирских самолетов до 2030 года. Они должны заместить иностранные воздушные суда. Самолеты должны быть оснащены отечественными двигателями, в частности, «Сухой Суперджет New» – двигателем ПД-8, а МС-21 – ПД-14. Сейчас эти двигатели только проходят испытания. Насколько посильна для авиастроителей задача, озвученная Минтрансом? Об этом РЖД-Партнеру рассказал эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
Деньги есть, но они не летают: как выпустить 1 тыс. отечественных самолетов к 2030 году
– Федор Андреевич, такого количества самолетов, как заявлено, Россия еще не производила. А хватит ли нам на это производственных мощностей, своих технологий, инвестиций в авиастроение? Наша экономическая реальность позволяет это?

– Государственные деньги, которые можно на это выделить, безусловно, существуют. Но деньги сами по себе не летают. Для того чтобы сделать отечественный импортозамещенный самолет, нужны в первую очередь кадры по всей технологической цепочке внутри страны. А такие специалисты готовятся не за день-два. Это годы. И авиационные разработки эти люди тоже делают годы. У нас страна авиационная, есть достаточно много компаний, которые производят и самолеты, и компоненты, и знают технологии. Они начинают не с нуля. Но я не возьмусь сейчас оценить состояние всех цепочек и не уверен, что кто-то может это сделать. Понимание готовности придет только на основе практики. Тогда и станет понятно, кто и что может на протяжении всего технологического процесса, а где мы пока не справляемся без иностранных технологий, еще не готовы их заместить. Поэтому денег у государства хватит, а остальное нужно делать и проверять на практике.

– Насколько известно, в полной готовности сейчас самолет Ил-114. Наверное, можно нарастить мощности производства этого ближнемагистрального лайнера?

– Наверное, можно, но серийное производство отличается от выпуска опытных образцов. Вопрос в поставке двигателей и других комплектующих в нужном объеме. И организация серийного производства – это не просто сборка в ангаре. Нужно технологическую линию наладить и всех поставщиков синхронизировать, чтобы они тоже наладили серийное производство по всей глубине производственной цепочки. Это достаточно сложный процесс и техника. Самолет, наверное – самый сложный продукт человеческой деятельности. Сложнее только космические корабли, но они выпускаются не серийно, а штучно. Поэтому самолет Ил-114 есть, он испытан, надеемся, что в скором будущем получится выпустить его в серию.

– Руководитель направления материально-технического обеспечения SSJ корпорации «Иркут» Александр Дубинец на ВЭФ заявил, что предприятие планирует выпустить в 2023 году два самолета «Сухой Суперджет New», а с 2024-го производить уже по 20 штук в год. Значит, он уверен, что все готово. Но с новым двигателем ПД-8 самолет еще не летал…

– «Сухой Суперджет New» находится в большей степени готовности, чем другие новые машины, потому что работы по импортозамещению для этой модели начались загодя. Оценка, которая прозвучала на форуме, основана на том, что предприятие уже выпускало «Суперджеты», их сделано более 200 шт. Но для новой машины сначала нужно пройти сертификацию, а двигатель ПД-8 еще не прошел летные испытания и не сертифицирован. После этого потребуется наладить его серийное производство, добиться бесперебойной поставки импортозамещенных комплектующих. После того, как все необходимые комплектующие будут поставлены, завод снова выйдет на свою плановую мощность. Сейчас же задачей является поддержание летной годности уже выпущенных машин и подготовка серийного производства импортозамещенных.

– А персонал для серийного производства импортозамещенных комплектующих «Суперджета» готов?

– Вопрос о кадрах – самый ключевой. Нужно решать проблемы профильного образования. Сейчас подготовка авиационных инженеров, специалистов по производству и эксплуатации должна стать даже не национальной программой, а национальной идеей. Необходимы серьезные и системные вложения в эту сферу. Требуется улучшать материальное положение преподавателей для повышения привлекательности этой работы. Сделать так, чтобы специалисты хотели идти преподавать. Дать им возможность совмещения работы на предприятии с преподавательской деятельностью. Когда преподают действующие работники авиапрома, они могут дать необходимый студентам обмен опытом. Нужно выстроить систему практики студентов на предприятиях. Не формальную, а с серьезной интеграцией учащихся в производственный процесс.
Абсолютно необходимо снятие бюрократических барьеров для преподавателей, потому что сегодня они массу времени тратят на написание различных бумаг и отчетов, на разнообразные формальности. А нужно, чтобы преподаватель мог сосредоточиться на профессиональном развитии и студентов, и самого себя.

Беседовал Михаил Зубов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions