– Виктор Иванович, основная претензия авиакомпаний США сводится к тому, что перевозчики с Ближнего Востока фактически отнимают рабочие места у самих американцев. Реально ли ограничить их работу на территории страны?
– Свой внутренний рынок американцы оберегают. У них же такая градация: 80% работают на внутреннем рынке и только 15% - на международном. И они туда, на свой рынок, практически никого не пускают. Им самим сейчас нужно больше выходить на международные полеты. Ограничить - не ограничат. Разве что только силовым методом. У них существует правило “Открытого неба”, как и в Европе. То есть летай кто хочешь и куда хочешь. Договаривайся с аэропортами - если у них есть производственные мощности, то они будут принимать. Правда, иностранным компаниям туда летать не очень выгодно, потому что, например, свои компании на внутреннем рынке за управление воздушным движением не платят - государство все это берет на себя, а вот с “чужаков” деньги берут.
– Но American, Delta и United, тем не менее, обвиняют ближневосточных коллег (Emirates, Etihad и Qatar) и европейского Norwegian Air в нечестной конкуренции. Есть ли она на самом деле?
– Ну какая же тут нечестная конкуренция! Тут мы опять же возвращаемся к правилу “Открытого неба”. Оно диктует свои правила, от которых никуда не денешься. Тогда нужно это небо просто закрывать. Сделать, например, как у нас. Мы, наверное, единственные в мире, у кого небо не открытое. Все международные полеты у нас осуществляются на межправительственном соглашении. То есть, 100 кресел к нам летит, 100 кресел - обратно. Этим мы защищаем свой внутренний рынок.
– А может ли Дональд Трамп пойти на такие жесткие меры в угоду своим авиакомпаниям?
– Если они за рыночные отношения, то куда уж тут! Единственное, что они могут сделать, так это дать какие-то преференции своим авиакомпаниям, чтобы им было подешевле существовать. То есть чтобы себестоимость перелетов была пониже. Возможно, они снизят какие-то аэропортовые сборы. Хотя по всем правилам сборы для всех должны быть одинаковыми. Американцы могут это сделать, потому что у них практически все аэропорты коммерческие - они не частные, не акционерные. Они все принадлежат государству: федералам, городу или району. И все они - государственные структуры. сейчас объединились и будут думать как же задушить иностранных перевозчиков: европейцев, азиатов и Ближний Восток. Увеличат, например, ставку за пролет по территории. Могут увеличить ставки за обслуживание в аэропорту. То есть добиться того, чтобы их расходы были больше, чем у своих. А своим, в ответ, какие-то преференции. Это единственное, что сейчас американцы могут предпринять - больше ничего. Их небо все равно не закроют, потому что это будет международный скандал. Причем громадный! Америка на это не пойдет.
– Ближневосточные авиакомпании уже сформировали свою коалицию, чтобы противостоять американским оппонентам. Какими должны быть их дальнейшие действия? И что этот конфликт может значить для России?
– К сожалению, ничего эти авиакомпании не сделают… Им надо объединяться и в любом случае договариваться о чем-то между собой. Ну, и вступать в диалог с американскими коллегами. Россию это все равно не касается - у нас в США летает только Аэрофлот. Да и то только в три города. Так что для нас этот спор значить ничего не будет.
Беседовал Вадим Комков
Автор: Виктор Горбачев, директор Ассоциации гражданской авиации “Аэропорт”
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.