+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.03.2022 14:24:04
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

В России ищут способы преодолеть авиационный коллапс

В России эксплуатируется около 1,4 тыс. самолетов, около 750 из них зарегистрированы на Бермудах, сообщает консалтинговое агентство IBA. Накануне власти Бермудских островов приостановили сертификаты летной годности самолетов российских авиакомпаний. Это решение не стало одним из пунктов пакета санкций, которые объявил Евросоюз в отношении гражданской авиации России, однако, как рассказали РЖД-Партнеру участники рынка авиаперевозок, оно стало прямым следствием.
Небесное импортозамещение

В России нет полностью отечественных самолетов. Современные и перспективные гражданские самолеты SSJ-100 и МС-21-300, которые выпускают российские заводы, проектировались в те времена, когда нынешний масштаб конфликта между Россией и Западом казался невозможным, объясняет эксперт транспортной отрасли Олег Пантелеев.

«В их конструкции широко применялись и отдельные комплектующие, и целые системы иностранной разработки и производства. Несмотря на то, что импортозамещение по этим позициям было запущено еще в прошлом десятилетии, сегодня полностью импортонезависимых магистральных самолетов российская авиационная промышленность не производит», – заявляет он.

Авиапроизводители обещают создать полностью отечественный самолет SSJ-New к 2023 году. Еще через год, в 2024-м, на рынок выведут самолеты с отечественными двигателями ПД-8.

«Следовательно, по оптимистичным оценкам, пройдет никак не менее пары лет, прежде чем будет создан импортозамещенный продукт, и какое-то время уйдет на то, чтобы развернуть его серийное производство в достаточных объемах. Причем темпы выпуска будут лимитироваться не производством планеров, а выпуском новых систем», – отмечает эксперт.

Более того, в России до последнего времени вообще не было спроса на полностью российские самолеты, объясняет независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. А производители, пока нет спроса, постоянно корректируют планы по объему их выпуска.

«Изначально предполагалось производство 1300 лайнеров в течение 30 лет, потом стратегия сократилась до 830 шт., далее – до 595 (30 судов в год)», – объясняет А. Тузов.

В России есть собственные разработки высокотехнологичного оборудования. И самолеты можно создать. Однако масштабировать их до полного импортозамещения сейчас, в короткие сроки, за несколько месяцев, вряд ли удастся, добавляет эксперт.

«С другой стороны, многие компании за время действия санкций с 2014 года уже нашли замену большинству зарубежных технологий. Например, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) сообщает, что все единицы гособоронзаказа на 100% состоят из отечественных комплектующих», – резюмирует он.

Самолет летает по прописке

А между тем российские самолеты не только не производят в России, но даже и регистрируют их в третьих странах. Например, на Бермудских островах. В эти выходные управление гражданской авиации Бермудских островов (BCAA) приостановило сертификаты летной годности самолетов российских авиакомпаний.

«BCAA временно приостановило действие всех сертификатов летной годности этих воздушных судов, эксплуатируемых в соответствии со ст. 83bis соглашения между Бермудскими островами и Российской Федерацией. Для любого воздушного судна, находящегося в воздухе в 23.59 UTC 12 марта 2022 года, временное приостановление вступает в силу сразу после посадки», – сообщает управление на официальном сайте.

Росавиация пока не комментирует заявление BCAA, об этом РЖД-Партнеру рассказали в пресс-службе ведомства. Между тем, как объясняют участники рынка, ведомство настоятельно рекомендует авиаперевозчикам сменить прописку и перевести авиапарк в национальный реестр. Часть российских авиаперевозчиков откликнулись, теперь в реестре – 176 воздушных судов российских авиакомпаний. Для сравнения: в конце февраля их было около 70 самолетов.

Переводу авиапарка из одного реестра в другой и приостановке действия всех сертификатов летной годности, объясняют участники рынка, способствовало заявление представителя Росавиации Валерия Кудинова. Напомним, он в конце прошлой недели сообщил о сложностях с ремонтом российских самолетов. По его словам, Китай отказался поставлять запчасти для российских самолетов. Потом эти слова опровергли как Росавиация, так и Минтранс. Директор департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса России Алина Малышева сообщила, что Россия уже прорабатывает поставку авиазапчастей из Китая и иных стран Азиатского региона. А. Тузов объясняет, что если бы Китай действительно принял такое решение, то российские авиакомпании осуществляли бы закупку запчастей через посредников, например Индию или Турцию.

«Поиск подрядчика для обеспечения запчастями – ответственность перевозчика. Правительство РФ, в свою очередь, выразило готовность помочь авиакомпаниям с легализацией импортных комплектующих», – добавляет А. Тузов.

Сегодня президент РФ Владимир Путин подписал закон о мерах поддержки гражданской авиации, который дает возможность регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний, а также выдавать им отечественные сертификаты летной годности. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Об этом сообщает ТАСС.

Поправки, внесенные в Воздушный кодекс РФ и ряд законодательных актов, позволяют российским авиакомпаниям сохранить парк иностранных воздушных судов и дают возможность эксплуатировать самолеты на внутренних линиях. Сертификация гражданских воздушных судов будет осуществляться с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий, требования к которым определит Минтранс.

Как говорится в пояснительной записке, закон направлен на сохранение парка иностранных воздушных судов у эксплуатантов Российской Федераций в целях обеспечения бесперебойного функционирования деятельности в области гражданской авиации в рамках принятия антисанкционных мер.

Документ также предусматривает перенос с 1 января 2022 года на 31 декабря 2023 года сроков сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, что «позволит субъектам транспортной инфраструктуры перераспределить финансовые средства, необходимые для проведения процедуры сертификации», отмечается в сопроводительных материалах.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions