+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2021 15:33:03
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Сокращение спроса, рост цен на билеты и риски для бизнеса: к чему может привести ограничение полетов Уральских авиалиний и Якутии?

Сегодня СМИ сообщили о том, что председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов попросил министра транспорта РФ Виталия Савельева приостановить выдачу новых разрешений на международные полеты двум авиакомпаниям – «Уральские авиалинии» и «Якутия». Всему причиной – массовые задержки рейсов у «Уральских авиалиний» и выявленные Ространснадзором проблемы с безопасностью полетов «Якутии». ООП также считает, что при необходимости стоит сократить полетные программы авиакомпаний и ограничить действие сертификата эксплуатанта якутского перевозчика.
По мнению экспертов отрасли, объединению, а также регуляторам стоит сосредоточиться не на ограничении, а на механизме компенсации задержек для пассажиров. Условия выполнения требований безопасности авиакомпаниями – не вопрос компетенции и оценки пассажирских объединений. Более того, высказывается мнение, что в случае, если авиакомпании тормознут на международных линиях, не выиграют ни сами пассажиры, ни бизнес, участвующий в авиаперевозках.

В Росавиации РЖД-Партнеру сообщили, что на сегодняшний момент идет рассмотрение всех деталей проблематики. «Если говорить о «Якутии», пока идет оценка деятельности компании», – сказала советник руководителя Росавиации Елена Михеева.

Добавим, что допуск перевозчиков к выполнению международных полетов выдает не только Росавиация, но и целая комиссия, в состав которой входят представители Минтранса, Ростуризма, Минэкономразвития и ФАС.

Уральские задержки

По данным Росавиации, в августе «Уральские авиалинии» (входят в топ крупнейших в стране, география полетов насчитывает более 200 направлений) перевезли 1,2 млн пассажиров (+10% к 2019 г.). А по итогам 8 месяцев авиакомпания перевезла более 6 млн пассажиров (95% к 2019 г.). За 8 месяцев этого года авиакомпания выполнила 100% к 2019-му.

По итогам работы компании за полугодие налет на парк воздушных судов составил 88% к 2019 году, было выполнено 95% рейсов к доковидному периоду. По итогам 6 месяцев компания получила чистую прибыль в размере 2,1 млрд руб. (за 6 месяцев 2019 г. убыток – 1,4 млрд). А долговая нагрузка по внешним заимствованиям снизилась относительно начала 2021 года на 3,9 млрд руб., или более чем в 2 раза.

«Положительный результат деятельности авиакомпании стал возможен благодаря комплексной программе снижения расходов и непрерывной оптимизации всех процессов, в числе которых максимально гибкое оперативное управление и эффективная эксплуатация парка воздушных судов, корректировка географии полетов, совершенствование IT-технологий», – прокомментировали в компании.

В то же время в августе европейский поставщик авиационных данных OAG сообщил о том, что авиакомпания «Уральские авиалинии» является худшей по пунктуальности среди 150 крупнейших авиакомпаний мира. Так, в июле «Уральские авиалинии» не задержали лишь 32,5% рейсов, в июне – 32%, в мае – 50%. Тогда в «Уральских авиалиниях» одной из причин массовых задержек назвали метеоусловия, а также беспрецедентную нагрузку на российские аэропорты после восстановления авиасообщения на фоне пандемии.

Сегодня официальный представитель перевозчика Вера Гасникова, комментируя письмо, назвала целый ряд факторов, повлиявших на задержку рейсов. Речь идет о высокой концентрации рейсов на внутренних (южных и дальневосточных) направлениях на фоне закрытия большинства международных полетов. Как следствие – аэропорты страны перегружены, не хватает обслуживающего персонала, спецтехники и т. д. Кроме того, уменьшилось среднее полетное время (замена длинных международных рейсов на короткие внутрироссийские), как следствие – увеличилось общее количество рейсов на одно воздушное судно и стоянок в аэропортах. Сказывается также недостаточная обустроенность КПП, реверсивное движение через пункты пограничного контроля в ряде аэропортов РФ.

Точечными негативными факторами стали: закрытие аэропорта Душанбе для обслуживания ВС в дневное время в связи с ремонтом ВПП к саммиту глав государств ШОС; ограничение по заправке топливом в аэропортах Узбекистана в августе, куда авиакомпания выполняет около 30 рейсов в неделю.

Все это также потребовало дополнительных посадок и привело к задержкам последующих рейсов.

При этом необходимо также учитывать условия выполнения полетов в сложных аэропортах со специфическими погодными условиями (Благовещенск, Геленджик, Якутск и др.) и задержку и перенос поставок со стороны лизингодателей трех новых ВС. Поставка самолета А321 ожидалась в марте, но фактически он пришел только 15 июля. В мае также компания ожидала поставку двух А320, но они пришли в начале августа.

«Мы, безусловно, обеспокоены показателями регулярности нашей авиакомпании и с целью улучшения регулярности полетов предприняли следующие меры, а также внесли корректировки в программы авиаперевозок. Так, увеличено время перелетов за счет ввода рейсов в Турцию, как следствие – уменьшено количество взлет-посадок. Оптимизировано расписание по внутренним воздушным линиям, сокращены и объединены рейсы. Перестроено расписание выполнения полетов в Благовещенск с целью минимизации влияния метеопрогнозов на вылеты (с учетом глубины продаж). Оптимизированы схемы обеспечения бортовым питанием. Увеличено время простоя на техническое обслуживание ВС. И проведены переговоры с министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики по оптимизации расписания», – сообщила представитель авиакомпании.

В «Уральских авиалиниях» подчеркнули, что специфика перевозок, осуществляемых воздушным транспортом, – это их непрерывный характер и подверженность техническим, метеорологическим и другим влияниям, не зависящим от авиакомпании. И авиакомпания всегда строго выполняет требования ФАП при задержках.

Якутские препятствия

Авиакомпания «Якутия» на 100% принадлежит правительству республики. Она была создана в 2002 году на базе «СахаАвиа» и «Якутских авиалиний».

Согласно основным производственным показателям авиакомпании, за 7 месяцев текущего года «Якутия» перевезла 466 193 пассажира, что в 2 раза выше, чем за аналогичный период прошлого года. В этом году парк воздушных судов пополнил самолет Boeing 737-700.

Перебои и сложности в работе компании наблюдаются уже не первый год. Три года назад представители «Якутии» пожаловались на низкую надежность воздушных судов (в частности, SSJ-100), что отразилось на исполнении летнего расписания полетов. Позже местные власти сообщали, что вопрос модернизации аэропортовой инфраструктуры тесно сопряжен с задачей обновления парка региональных воздушных судов. И доля устаревшего парка со сроком эксплуатации свыше 30 лет составляет 80%.

Двумя неделями ранее Ространснадзор в ходе проверки авиакомпании «Якутия» указал на неспособность «руководства перевозчика надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности по обеспечению безопасности и регулярности полетов». Руководитель службы Виктор Басаргин направил соответствующее письмо главе Республики Саха (Якутия) Айсену Николаеву. От главы региона потребовали непосредственного вмешательства, чтобы исключить возникновение негативных последствий от деятельности авиаперевозчика.

«Ространснадзором в ходе проверки, проведенной в августе 2021 года, вскрыты массовые случаи сокрытия руководством авиаперевозчика авиационных событий, подлежащих расследованию в Росавиации. С начала этого года сокрыто свыше 55 событий, подпадающих под критерии авиационных инцидентов, что соответственно не позволило предпринимать адекватные корректирующие меры по недопущению возникновения угроз безопасности полетов. Скрывались случаи невыпуска шасси, превышения максимально допустимых оборотов двигателей, резкого падения давления в гидросистеме и т. д.», – говорится в письме.

Кроме того, главе Якутии сообщили, что не были устранены свыше 20 нарушений, выявленных Ространснадзором в феврале. Также с начала года своевременность вылетов из базового аэропорта города Якутска составила менее 40%, что уже имеет негативные последствия и приводит к многочисленным жалобам граждан.

При этом в компании не раз подчеркивали, что безопасность полетов – основной приоритет авиакомпании «Якутия». Вся деятельность структурных подразделений нацелена на постоянное усовершенствование управления, технологий и процессов, обеспечивающих безопасность полетов, отмечает перевозчик.

В итоге 15 сентября после замечаний надзорных органов гендиректор авиакомпании Владимир Горбунов подал в отставку. Сообщая об этом, пресс-служба регионального минтранса в своем официальном инстаграм-аккаунте заявила, что на встрече с В. Горбуновым министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев сообщил о том, что продолжительное время авиаперевозчик не может обеспечить стабильное бесперебойное авиасообщение для населения республики. «На это есть объективные и субъективные причины. Выявленные нарушения исправимы, сейчас мы проводим активную работу по устранению замечаний», – сказал В. Сивцев.

Сейчас авиакомпания работает в штатном режиме. «В данное время ведутся необходимые меры по устранению замечаний Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и прилагаются все необходимые меры, чтобы полеты авиакомпании стали стабильными и устойчивыми. Оставаясь флагманом гражданской авиации Республики Саха (Якутия), компания продолжает работать над реализацией новых проектов. Ведется работа по сохранению стабильности системы, исполнению утвержденных планов по оптимизации деятельности и стратегии развития», – отмечают в пресс-службе.

Но комментарий относительно письма министру В. Савельеву в пресс-службе «Якутии» оперативно предоставить не смогли.

Добавим, что, как и «Уральские авиалинии», авиакомпания «Якутия» нередко переносит и задерживает рейсы. Недавняя громкая история – с переносом рейса № 4436 Якутск – Чокурдах, изначально запланированного на 11 сентября. Но в этот день рейс был перенесен из-за выполнения более ранних рейсов. 12 и 13 сентября аэропорт поселка Чокурдах не работал по регламенту. 13 сентября после ожидания согласования открытия аэропорта Чокурдаха и получения отрицательного ответа рейс был перенесен под информацию на 14 сентября на 09.15, затем на 14.15 в связи с согласованием продления аэропорта Чокурдах и остальных аэропортов. После этого было назначено время вылета рейса на 00.10 15 сентября, а в итоге – на 21.10.

Комментируя эту ситуацию, авиакомпания «Якутия» сообщила, что имеют место быть форс-мажоры, которые могут влиять на график выполнения рейсов, и заверила, что предпринимается все возможное для возобновления расписания, проводятся работы по корректировке графика полетов.

Компенсация вместо запрета

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федор Борисов отмечает, что сокращение полетных программ неизбежно приведет к сокращению предложения и как следствие – росту цен на авиабилеты.

Поэтому в данной ситуации речь должна идти не о запрете, а о проработке в России эффективного механизма компенсации за задержку или отмену рейсов. «Необходимо предусмотреть понятные компенсации для пассажиров. Они должны иметь четкие права и адекватное возмещение их потерянного времени, в случае если задержка происходит по вине авиакомпании», – отмечает Ф. Борисов.

Кроме того, сама деятельность регулятора должна стать более последовательной.

«Сегодня мы наблюдаем ситуации, когда в каких-то случаях Росавиация, как, например, с «Витязь-аэро» вводит ограничения в сертификат, не дожидаясь выводов расследования, а в других случаях при выявлении системных проблем сертификат авиакомпаний не ограничивается. Поэтому это вопрос для регулятора и его более внятной четкой политики. Возможно, что в ситуации большой неопределенности и серьезных рисков для бизнеса необходимо, чтобы решение об ограничении сертификата принималось в судебном порядке или приостанавливалось на четко определенные сроки, которые должны выдерживаться», – комментирует Ф. Борисов.

Комментируя ситуацию с массовыми задержками рейсов, эксперт добавляет, что в таких условиях со стороны перевозчика неправильно перекладывать свои коммерческие риски на пассажира, особенно с ростом пассажиропотока. Другими словами, это вопрос прямой ответственности авиакомпании.

В то же время, по мнению авиационного эксперта и гендиректора консалтинговой компании «Инфомост» Бориса Рыбака, приостановка выдачи разрешений на международные полеты указанных авиакомпаний в целом незначительно скажется на рынке авиационных перевозок. «Если Росавиация ограничит авиакомпаниям выдачу разрешений, большого влияния это не окажет, потому что на сегодня избыток провозных емкостей довольно высок. На международных направлениях тарифы невысокие, и если представить, что с рынка уйдет 1,5–2% емкости, заметного эффекта не будет», – говорит он.

Вместе с тем Б. Рыбак солидарен с Ф. Борисовым в том, что решение вопроса о приостановке выдачи новых разрешений – не в компетенции ООП. «Существуют специальные органы, которые обязаны с высоким профессионализмом регулировать деятельность воздушного транспорта и отдельных авиакомпаний. Вся нормативная и законодательная база для многоступенчатого регулирования есть. Гражданская авиация – одна из самых зарегулированных отраслей», – делится он своим мнением.

Так или иначе, главным вопросом на сегодня в этой ситуации остается то, как именно отреагирует регулятор и какие дальнейшие шаги предпримет. По факту для принятия решения об ограничении полетов должен быть не соблюден целый ряд серьезных условий, другими словами – должно быть достигнуто значение критических показателей.

Но насколько нарушения этих двух авиакомпаний критичны для приостановки выдачи новых разрешений, покажет время.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions