Основной причиной данной ситуации, по оценкам отраслевых и независимых экспертов (ПАО «Сбербанк»), является рост стоимости авиационные горюче-смазочных материалов с III квартала 2017 года по IV квартал 2018-го. В рассматриваемый период затраты авиакомпаний на топливо составили 287,2 млрд руб. (выросли на 89,5 млрд с учетом роста объема потребления). Рост средневзвешенной стоимости авиатоплива, расходуемого на 1 т-км при заправке воздушных судов российских авиакомпаний, составил 33% к аналогичному периоду 2017 года. В III квартале 2018-го соответствующий рост достигал уже 38%.
«В результате только из-за роста цен на топливо авиакомпании понесли дополнительные затраты в размере 71,3 млрд руб. Удельный вес затрат на авиатопливо в расходах авиакомпаний по операционной деятельности составил 27%, за аналогичный период 2017 года – 23%, причем расходы на авиационные горюче-смазочные материалы занимали в 2017 году не первую, а вторую позицию в структуре затрат российских авиакомпаний», – говорится в докладе Росавиации.
Средняя провозная плата (стоимость перевозки одного пассажира) в прошлом году на внутренних линиях практически не росла и составила 8615 руб. (3,2%), а на международных воздушных линиях выросла чуть более чем на 10% и составила 14 286 руб.
Как объясняется в документе, такие показатели обусловлены прежде всего высокой конкуренцией на рынке авиаперевозок, высокой социальной чувствительностью данного рынка в регионах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири.
Добавим, что в целом в 2018 году состояние транспортной отрасли в сфере гражданской авиации характеризуют интенсивным восстановительным ростом отрасли после кризисных явлений 2015–2016 гг. В прошлом году российскими авиакомпаниями было перевезено более 116 млн пассажиров (рост на 10,6%), в том числе на международных линиях – более 47 млн (рост на 11,5%), на внутренних – около 69 млн (рост на 10%).