+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.12.2019 15:23:23
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Невесомый груз, или Насколько развиты карго-терминалы в российских аэропортах. Часть 2

Несмотря на то, что в течение всего года грузооборот российских авиакомпаний исключительно снижался (за 10 месяцев – на 7,1% по сравнению с прошлым годом), авиационные грузовые перевозки по-прежнему остаются одними из самых востребованных. Но как принимается груз в аэропорту? Насколько автоматизированы современные карго-терминалы? РЖД-Партнер выяснил, насколько система карго-терминалов развита в крупнейших аэропортах страны.

Читайте первую часть по ссылке>>
Вовлеченность и расширение

Ситуация с карго-терминалами за Уралом и в Сибири похожа на ситуацию с МАУ: развитие идет, но в пределах уже существующих точек. Международные аэропорты этих регионов в большинстве своем или недавно завершили обновление карго-инфраструктуры, или представляют ближайшие планы по расширению и обновлению. При этом интересно, что в развитии активно принимает участие «Почта России», заявляя о важности роста потока грузов на направлении Запад – Восток и наоборот.

Например, в начале июля этого года появилась информация о том, что крупнейшая компания западной Турции Kozuva Group построит в международном аэропорту Казани грузовой терминал. Соглашение о строительстве компания подписала с Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан в рамках форума «Иннопром-2019».

«Татарстан развивает рынок авиаперевозок и стремится стать транспортно-логистическим центром России. Строительство карго-терминала в Казанском аэропорту, которое мы планируем реализовать в рамках подписанного соглашения, позволит увеличить объем торговли», – отмечала глава агентства Талия Минуллина. По итогам прошлого года товарооборот Татарстана и Турции вырос на 3,3% и составил $314 млн.

Нынешней осенью в АИР отмечали, что вовлеченность турецкого инвестора и возможности строительства карго-терминала вдохновили руководство аэропорта на проработку концептуального развития сразу двух аэропортов, в том числе Бегишево (расположен в Татарстане, обслуживает Набережные Челны, Нижнекамск, Елабугу, Заинск и т. д.). Но детали соглашения чиновники пока не раскрывать не стали.

Пока же в аэропорту Казань в круглосуточном режиме работает почтово-грузовой терминал. Он выполняет весь комплекс услуг по приемке, обработке грузов, в том числе опасных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов (по запросу) и т. п.

Ранее «Почта России» открыла на территории казанского аэропорта логистический центр и запустила еженедельные грузовые авиарейсы из китайского города Ханчжоу в Казань.

Еще восточнее – за Уралом – крупнейшим транзитным узлом азиатской части России на пересечении важнейших авиамаршрутов, соединяющих Европу с Китаем и странами Юго-Восточной Азии, пассажирским, грузовым и почтовым хабом является международный аэропорт Новосибирска Толмачево.

Здание грузового терминала в аэропорту ввели в эксплуатацию в декабре 2007 года. Он также может принять практически любые грузы. Годовой объем грузовых перевозок – 50 тыс. т в год. На интермодальном грузовом терминале аэропорта обрабатываются все виды грузов, включая опасные.

Новосибирск – один из основных центров входящей интернет-торговли в стране.

В 2013 году в аэропорту Толмачево открыто место международного почтового обмена (ММПО) с круглосуточным приемом, таможенным оформлением и сортировкой почты, поступающей из-за рубежа воздушным и наземным транспортом. С марта 2017-го в Новосибирске начали регулярно совершать посадку и разгрузку собственные самолеты «Почты России» из Китая, что существенно увеличило обрабатываемые в Новосибирском аэропорту почтовые объемы.

Сегодня наблюдается рост объемов международных отправлений. Так, если за 9 месяцев 2018-го через ММПО Толмачево прошло около 23 млн отправлений, по итогам 9 месяцев этого года было обработано уже почти 41 млн международных отправлений, что составляет более чем двукратный рост зарубежного трафика.

«Обычно увеличение количества международных отправлений начинается в октябре. Продолжает нарастать в ноябре, когда интернет-магазины проводят распродажи, а россияне заблаговременно заказывают подарки к новогодним праздникам. Пик приходится на декабрь, постепенно уменьшаясь к апрелю. Но в этом году мы наблюдаем смещение сезона: активность е-commerce привела к тому, что нагрузка увеличилась уже в летний период. Для примера, с июня по октябрь прошлого года, мы обработали примерно 4, 5 млн международных отправлений. А за такой же период нынешнего года мы обработали более 18, 5 млн отправлений! Чтобы справиться с растущим объемом, мы уже временно усилили бригады сортировщиков сотрудниками других подразделений», – комментирует представитель аэропорта.

Развитие электронной коммерции, рост трафика международных почтовых отправлений диктует новые условия, поэтому в Новосибирске строится логистический почтовый центр (ЛПЦ). Он станет ключевым объектом в СФО по обработке всех потоков почты из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Японии. Новый ЛПЦ площадью более 45 тыс. кв. м будет оснащен самым современным почтообрабатывающим оборудованием: автоматизированные сортировочные линии смогут обработать до 1 млн отправлений в сутки. Новый логистический хаб будет отличаться высокой степенью автоматизации процессов и возможностью производить как импортно-экспортные операции по отправке посылок, так и отправку товаров по заказам клиентов через российские онлайн-магазины со специально выделенных складских зон.

Таким образом, в Новосибирске появится центр фулфилмента. Согласно условиям контракта, объект будет введен в эксплуатацию не позднее 30 июня 2020 года.

В силу географического положения большое количество транзитного груза принимает также и аэропорт Красноярска. Грузовым оператором воздушной гавани является ООО «Сибирь Карго Сервис». Грузовой терминал аэропорта Красноярск был введен в эксплуатацию в 2009 году. Производительностью грузового комплекса – 150 т груза в сутки, он также оборудован современным технологическим оборудованием. Летом в комплексе открылся склад временного хранения для обработки и хранения грузов, приобретенных в интернет-магазинах.

Добавим, что на 2020–2027 гг. запланировано создание международного транспортного хаба и производственно-логистического центра для обслуживания грузопотока из основных международных хабов и формирования условий для организации новых производств. Предварительная оценка инвестиций составляет 65 млрд руб.

Реализация проекта, в частности, предусматривает строительство грузопассажирской железнодорожной ветки к аэропорту Красноярск; реконструкцию перрона в аэропорту; реконструкцию искусственной взлетно-посадочной полосы и т. д. Главные цели проекта – интеграция региона в мировую сеть грузоперевозок, перераспределение грузопотоков из основных международных хабов; развитие инвестиционной привлекательности Красноярского края, увеличение грузопотока аэропорта; создание новых высокотехнологичных промышленных предприятий с отгрузкой продукции как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Что касается аэропортов в других регионах страны, в апреле текущего года появилась информация о том, что правительство Башкирии намерено в этом году возобновить работу над проектом строительства грузового терминала в международном аэропорту Уфы им. Мустая Карима (аэропорт принадлежит республике). Кроме того, в конце весны в рамках реализации регионального проекта в аэропорту завершился первый этап строительства авиационного грузового комплекса, а именно открытие универсального производственно-складского здания ремонтно-механических мастерских.

По словам Николая Данилко, директора компании «Транстерминал-Аэро», отвечающей за наземное обслуживание почты и груза в международном аэропорту Уфа, после модернизации почти втрое увеличились площади хранения, технологических помещений, обработки грузов и почты. Рост годового объема грузовых перевозок в текущем году, по предварительным расчетам, составит 20%.

Второй этап строительства авиационного грузового комплекса предусматривает возведение и оборудование терминала приема/выдачи грузов с контрольно-пропускным пунктом и пунктом досмотра, открытых площадок для обработки и хранения крупногабаритных грузов, пополнение парка специальной аэродромной техники.

Стоит отметить, что аэропорт Уфы занимает первое место среди аэропортов Приволжского федерального округа по объемам обработанного груза и почты.

Восточный полет

В главном аэропорту Приморья – международном аэропорту Кневичи (Владивосток) – два грузовых терминала. Их операторы – ООО «Карго-Владивосток» и ООО «Аэро-Груз». ООО «Карго-Владивосток» предлагает отправить грузы на рейсах авиакомпаний: «Аэрофлоот», «Россия», Korean Air, «ИрАэро», «Якутия» и др. В текущем году одним из приоритетных направлений работы стало развитие китайского рынка авиаперевозок.

Основными направлениями производственной деятельности грузового комплекса ООО «Аэро-Груз» являются авиационный хендлинг и комплексное терминальное обслуживание грузовых перевозок в аэропорту; наземное коммерческое обслуживание воздушных судов (погрузка/разгрузка регулярных и чартерных рейсов); продажа и обеспечение авиационных перевозок грузов и почты по внутренним и международным воздушным линиям; организация грузовых перевозок автомобильным транспортом, в том числе доставка грузов от двери до двери.

Уникальное географическое положение имеет и аэропорт Южно-Сахалинска.

В июле руководитель главного областного аэропорта Никита Полонский на форуме NETWORK в Красноярске отмечал, что один из главных векторов, который намечен вместе с правительством Сахалинской области, – создание на базе островного авиаузла удобного международного грузового хаба для технических посадок лайнеров трансконтинентальных перевозчиков, летящих из Юго-Восточной Азии в США.

«Сейчас аэропорт Южно-Сахалинск обслуживает 17 воздушных линий, у нас заключены договоры с девятью оперирующими компаниями. В ближайшей перспективе планируется формирование еще нескольких новых маршрутов. Помимо существующего трафика, вероятно, будут открыты перелеты в Магадан, Иркутск и Красноярск. Перспективными также являются маршруты на Санкт-Петербург и в курортные города Черноморского побережья Кавказа», – подчеркивал он.

Н. Полонский сообщил, что руководство аэропорта в области международных маршрутов взяло курс на привлечение карго-перевозчиков, совершающих межконтинентальные перелеты над Сахалином. «Мы рады принять их лайнеры для технических посадок на дозаправку для того, чтобы увеличить количество перевозимого груза в трюмах воздушного судна. В перспективе планируется консолидировать и распределять этот груз для доставки его внутри России либо перенаправления по Дальневосточному региону», – сказал он на форуме.

Сегодня перед аэропортом Южно-Сахалинска правительство области ставит задачу получения статуса крупного дальневосточного хаба для пассажирских (до 5 млн человек в год) и грузовых перевозок.

Подающий надежду

Определенную ставку авиационные власти, равно как и чиновники, делают на реконструкцию военного аэродрома Сиверский под Санкт-Петербургом, построенного в 1937 году. Тема активно обсуждалась в течение всего года, начиная с громкого заявления губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко о том, что уже в следующем году Сиверский должен принять и отправить первые самолеты.

Создание аэропорта гражданской авиации на месте бывшего военного аэродрома Сиверский рассматривается как инвестиционный проект и частный объект инфраструктуры воздушного транспорта, предназначенный в первую очередь для грузовых перевозок, обслуживания и базирования деловой авиации и авиации общего назначения, учебного центра подготовки летного состава и в дальней перспективе, возможно, для внутренних пассажирских перевозок, исключая прямое авиасообщение с аэропортами Москвы.

Как ранее заявляли власти, реализовывать проект будут в три этапа: создание карго-терминала, предназначенного для грузовых перевозок, предусмотрено в течение первого этапа.

Но процесс до сих пор тормозит передача аэродрома из собственности Минобороны в собственность Ленинградской области. По последним данным управления Ленинградской области по транспорту, вопрос с Минобороны России по передаче в муниципальную и региональную собственность земельного участка и имущества военного аэродрома Сиверский окончательно не решен.

«Инициатором реализации инвестиционного проекта по созданию аэропорта выступает ЗАО «Евросиб». Информация о готовности генерального плана и технико-экономического обоснования инвестиционного проекта от инвестора в управление Ленинградской области по транспорту до настоящего времени не поступала», – заверили в отделе развития транспорта и транспортной инфраструктуры управления.

Добавим, что в августе сообщалось, что инвестор разрабатывает генеральный план и технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по строительству аэропорта. Также проводилась экспертиза аэродромных покрытий для последующего определения объема инвестиций, необходимых для реконструкции взлетно-посадочной полосы. Помимо компании «Евросиб», в списке инвесторов аэропорта летом появилось упоминание компании ООО «Ленавиа».

По заверению представителей управления, детали строительства и развития аэропорта Сиверский можно будет обсуждать только после принятия Министерством обороны РФ решения о передаче.

Успеть за рынком

В настоящее время основная проблема аэропортов заключается в том, что они не успевают за тенденциями на рынке, говорят представители аэропорта Шереметьево. «Одной из ключевых тем большинства международных отраслевых саммитов и конференций является глобальный дефицит карго-инфраструктуры, отвечающей требованиям современного рынка. Так, например, обеспечение 100%-ной сохранности высокостоимостных температурных грузов невозможно без наличия соответствующих холодильных мощностей», – поясняет представитель Шереметьево.

О том, что есть необходимость в дополнительных терминалах, говорит и представитель авиакомпании «Уральские авиалинии». «При наличии конкуренции цены на обслуживание судов и грузов значительно ниже. У авиакомпании есть опыт работы с аэропортами, которые располагают несколькими терминалами, например во Владивостоке», – поясняет он.

В разговоре о проблемных вопросах собеседник добавляет, что перевозчик сотрудничает с карго-терминалами по всему миру. Большинство терминалов оборудованы и лицензированы для приема спецгрузов: опасного, скоропортящегося, таможенного и т. п. Также терминалы предоставляют информацию о прибывшем и убывшем грузе на своих сайтах, что существенно упрощает работу авиакомпаний и является удобным сервисом для грузоотправителей и грузополучателей. Но для совершенствования сервиса, более быстрой обработки груза и повышения грузопотока необходимо, чтобы аэропорты больше внимания обращали на техническое оснащение.

Дмитрий Суховерша, руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic, отмечает, что в регионах один карго-терминал является локальным монополистом, диктующим свои тарифы участникам ВЭД.

«Строительство новых грузовых терминалов в аэропортах страны за счет частных инвесторов могло бы стать эффективной мерой в целях повышения конкуренции тарифов терминалов, но только при условии экономической целесообразности такого строительства», – говорит он.

Добавим, что продолжается развитие карго-терминалов в только что построенных аэропортах России. К примеру, международный аэропорт Платов в Ростове-на-Дону имеет новый грузовой терминал. Среднесуточный грузооборот грузового терминала службы организации почтово-грузовых перевозок (входит в структуру АО «Ростоваэроинвест») в Платове составляет 187 т.

Этот комплекс один из новейших в стране, он располагает складскими помещениями, специальными помещениями для хранения, системой автоматического измерения веса и объема, автопарком погрузчиков, складом временного хранения, касторовыми столами для обработки и хранения авиационных контейнеров, подъемными станциями, паллетными погрузчиками и автоматизированной системой учета груза.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions