+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.09.2018 14:28:04
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Для развития субсидируемых авиаперевозок необходимо увеличение бюджетного финансирования

Очередным поводом для обсуждения проблем транспортного сообщения дальневосточных регионов страны с центральными при помощи субсидируемых авиаперевозок стали предложения депутата Госдумы от Магаданской области Оксаны Бондарь. Она акцентировала внимание на необходимости перераспределения средств на проблемные маршруты (Магадан – Москва), недостаточном количестве рейсов и, соответственно, на дефиците авиабилетов эконом-класса.
Некоторые авиаперевозчики при этом отмечают неравномерное поступление средств и низкий предельный размер предоставляемой авиаперевозчику субсидии на один рейс в одном направлении. А пассажиры дальневосточных регионов жалуются на отсутствие в продаже билетов на определенные маршруты по субсидированной цене.

Программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории РФ и формирования региональной маршрутной сети реализуется в соответствии с постановлением правительства РФ от 25.12.2013 г. № 1242. В начале марта этого года премьер Дмитрий Медведев своим постановлением утвердил новые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта.

«Были выделены приоритетные регионы с точки зрения развития воздушных перевозок – это и Дальний Восток, и Калининград в силу особого статуса этого региона, и Крым. По каждому из этих направлений ранее действовали свои программы субсидирования. Такая разрозненность не всегда позволяла перераспределять средства между маршрутами в зависимости от наполняемости рейсов», – сказал Д. Медведев, комментируя документ на совещании с вице-премьерами.

В целом на эту программу предусмотрено 3,8 млрд руб. Из 152 субсидируемых маршрутов регионы софинансируют чуть больше половины – 84 маршрута. Наибольший объем средств идет на Дальний Восток. При этом, помимо прямых субсидий из федерального бюджета, финансируются прямо казенные предприятия на Дальнем Востоке (Чукотка, Магадан и другие регионы).

Согласно этому документу, в отношении одного субсидируемого маршрута субсидия предоставляется только одному авиаперевозчику ежемесячно и рассчитывается как произведение количества фактически перевезенных пассажиров по маршруту за отчетный месяц и размера субсидии на перевозку одного пассажира в одном направлении.

По данным Росавиации, в этом году субсидируемые маршруты реализуют авиакомпании «Аврора», «РусЛайн», «Аэросервис», «Якутия», «Ангара», «НордСтар», «Турухан», «Сибирь», «ЮВТ Аэро», «ЮТэйр, «Ямал», «Нордавиа», «Саратовские авиалинии», «Комиавиатранс», «Сириус-Аэро» и «Оренбужье».

Частота полетов в неделю составляет в среднем от одного до пяти, за исключением рейсов Иркутск – Улан-Удэ (ООО «Авиакомпания «Сириус-Аэро»), который летает 10 раз, и Ростов-на-Дону – Сочи (АО «Авиакомпания «Азимут») – 6 раз. Расстояние субсидируемых маршрутов в одну сторону составляет от 231 до 2961 км.

В авиакомпании «Ижавиа» РЖД-Партнеру основной проблемой в системе работы субсидируемых рейсов назвали низкий предельный размер предоставляемой авиаперевозчику субсидии на один рейс в одном направлении. «В целях развития авиасообщения между дальневосточными и центральными регионами страны и повышения интереса со стороны авиакомпаний к данному направлению полетов необходимо увеличение предельного размера субсидии, предоставляемой авиаперевозчику по постановлению Правительства № 1242», – прокомментировали в «Ижавиа».

В «Ир-Аэро» заверили, что на сентябрь компания не выполняет ни одного субсидированного рейса. В октябре из Челябинска будет четыре субсидированных направления. «Последний субсидированный рейс у нас закончился в декабре – это Иркутск – Кызыл – Иркутск. Проблем с ним не было», – сообщили в пресс-службе авиакомпании.

В ответ на запрос РЖД-Партнера об остроте проблемы транспортного сообщения на субсидируемых маршрутах директор департамента сети маршрутов авиакомпании «РусЛайн» Алексей Донченко заявил, что имеющийся спрос говорит о том, что цены являются приемлемыми для пассажиров.

Первый заместитель генерального директора международного аэропорта Оренбург Владимир Потешкин сообщил, что авиакомпания «Оренбуржье» в 2018 году выполняет регулярные рейсы по субсидированным маршрутам как по области, так и по ПФО. Но проблем в системе работы субсидированных рейсов и в продаже авиабилетов по субсидированной цене не наблюдается. «Планы на 2019 год по субсидированию авиабилетов находятся в разработке», – заверил он.

О том, что нет проблем в системе работы субсидируемых рейсов и с продажей авиабилетов по субсидированной цене, РЖД-Партнеру сообщили и в АО «Комиавиатранс». Кроме того, добавили, что в следующем году авиакомпания планирует продолжить выполнение субсидируемых маршрутов.

В компании «Якутия» комментировать ситуацию с субсидируемыми рейсами отказались. При этом, согласно данным Росавиации, компания выполняет такие рейсы по направлениям Иркутск – Нерюнгри, Иркутск – Олекминск, Красноярск – Нерюнгри, Хабаровск – Мирный, Хабаровск – Улан-Удэ, Якутск – Анадырь, Якутск – Петропавловск-Камчатский, Якутск – Улан-Удэ, Якутск – Чита, Магадан – Анадырь. Последний софинансируется Чукотским автономным округом.

В авиакомпании «ЮВТ Аэро» (реализует рейсы по 22 направлениям) сообщили лишь, что рейсы по субсидированной цене пользуются большим спросом, особенно в северные и труднодоступные города в Центральном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах РФ. «Телеграммы от Росавиации по субсидированию рейсов на 2019 год на данный момент не поступало», – заверили в компании.

По мнению главы аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, очевидно, что практика субсидирования перевозок на дальнемагистральных направлениях будет продолжена правительством. Хотя, на его взгляд, она далека от оптимальной формы поддержки авиаперевозок и обеспечения должной мобильности.

«Существуют определенные вопросы, связанные и с порядком предоставления субсидий, и с их размером в расчете на одного пассажира. С точки зрения себестоимости, некоторые компании могут укладываться в те масштабы, которые субсидирует государство, некоторые – нет», – говорит эксперт.

О. Пантелеев поясняет, что некоторые из программ перевозок имеют не круглогодичные действия, а привязаны к сезону. В итоге в низкий сезон авиакомпании вынуждены демпинговать, чтобы получить хоть какую-то выручку, а в высокий сезон – возить большое количество льготников, которые дают минимальную выручку. «Если бы у авиакомпаний была возможность каким-то образом маневрировать флотом и летом летать на самолетах с большой кресельной емкостью, а в низкий сезон – с малой, это бы позволило бы нивелировать проблемы, связанные с сезонностью», – подчеркивает О. Пантелеев.

По его мнению, если не наращивать масштаб субсидирования в условиях роста расходов на авиатопливо, фонд оплаты труда, лизинг авиатехники, покрывать издержки при неизменной величине субсидий станет гарантированно невозможно. Именно поэтому нужно рассматривать возможность увеличения бюджетного финансирования на поддержку как региональных перевозок, так и перевозок на Дальний Восток, в Симферополь и Калининград.

В свою очередь, эксперт комитета по транспорту ГД РФ Роман Гусаров отметил, что программы субсидирования существенно подхлестнули спрос на авиаперевозки, в частности на Дальний Восток, в Калининград и Симферополь, а также в те регионы, где нет альтернативы авиационному сообщению или же она очень затруднена. «В большинстве случаев это прекрасно работает. Недостаток всего этого: программы субсидирования нацелены на то, чтобы подтолкнуть спрос, увеличить объемы перевозок и дальше за счет естественного удешевления и объема себестоимости уменьшать размеры субсидирования. Но ожидаемое снижение себестоимости нивелируется постоянным ростом расходов авиакомпаний. В этом году только керосин подорожал более чем на 30%. И это не считая скачков курса. А в авиации, как известно, очень много валютных составляющих: авиатехника, комплектующие, ремонт и т. д.», – говорит эксперт.

Р. Гусаров подчеркнул, что без субсидий стимулировать естественный спрос и естественную себестоимость пока не получается. Более того, некоторые регионы не софинансируют авиаперевозки. «Если региону эти перевозки действительно нужны, он должен участвовать своим рублем, а не только осваивать федеральные деньги», – высказался эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions