+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.03.2021 11:27:44
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Авиационные итоги февраля: рост грузооборота и ожидание нового этапа открытия границ

Несмотря на рост пассажирского спроса, влияние пандемии на авиационную отрасль по-прежнему отражается на показателях и прогнозах экспертов. По последним данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), после того как мировые авиакомпании фактически остановили полеты, правительства разных стран выделили $215 млрд на финансовую поддержку отрасли.

 
Согласно основным производственным показателям гражданской авиации за февраль, пассажирооборот за этот период сократился на 51,8%, но при этом грузооборот вырос на 75,7%, а объем перевезенных грузов и почты – на 43,7%.

Пассажиры

Ситуация в пассажирском секторе в феврале в целом продолжает тенденции последних месяцев. Авиационная отрасль понесла самые большие потери от коронавируса, и о начале восстановления с учетом ряда закрытых границ говорить пока сложно. При этом на ряде некоторых направлений фиксируется взрывной роста авиаперевозок. В частности, Россия стала страной номером один по количеству отправленных в Турцию туристов как в январе этого года, так и за два первых его месяца.

В целом по итогам февраля пассажирооборот российских авиакомпаний снизился на 51,8% и составил 10,1 млн пасс.-км, тогда как годом ранее этот показатель составлял более 20,9 млн пасс.-км. Объем перевезенных пассажиров в феврале сократился на 37,4%, с 7,9 млн годом ранее до 4,9 млн человек. Процент занятости пассажирских кресел сократился на 0,5%.

Пассажирооборот пяти крупнейших авиакомпаний страны сократился в среднем на 46,8%, а объем перевезенных пассажиров – на 33,1%.

Объявляя операционные результаты группы «Аэрофлот» за февраль, в компании сообщили, что общий объем перевозок составил 2,2 млн пассажиров (-41,8% к аналогичному периоду прошлого года). На внутренних линиях перевезено 2 млн пассажиров (-9,6%). Пассажирооборот снизился на 54,5%, но процент занятости пассажирских кресел увеличился на 5,3 п. п.

«В феврале продолжилось восстановление объемов внутренних перевозок и частичное восстановление международного авиасообщения. В дополнение к рейсам в Турцию, ОАЭ, Мальдивы, Египет, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Южную Корею, Японию, Сербию и Финляндию на основании разрешений от регулирующих органов с ограниченной частотой добавились рейсы в Алматы (Казахстан), Баку (Азербайджан), Ереван (Армения) и Дели (Индия). В марте открыты регулярные рейсы на Сейшелы. Однако в целом международное авиасообщение остается существенно ограниченным», – сообщает представитель «Аэрофлота».

Что касается авиапарка, в феврале авиакомпания «Аэрофлот» ввела в эксплуатацию один Boeing 777-300ER и вывела из парка два Airbus А320, также в рамках группового перераспределения передала пять SSJ-100 в парк авиакомпании «Россия». По состоянию на 28 февраля парк группы «Аэрофлот» насчитывал 339 ВС.

Напомним, что в феврале «Аэрофлот» предложил ввести в России тариф, при котором авиакомпании смогут менять условия перевозки пассажира, включая дату, рейс и класс обслуживания, в одностороннем порядке. Но позже представители компании заявили, что инициатива прорабатывалась в пандемию и сейчас не рассматривается

Авиакомпания «Победа» перевезла в феврале 844,8 тыс. пассажиров, что на 2,8% выше результата аналогичного периода прошлого года, но пассажирооборот лоукостера вместе с тем сократился на 5,8%. В конце февраля «Победа» запустила продажу билетов на рейсы из второго базового аэропорта в Москве – Шереметьево. И в летнем сезоне этого года будет выполнять из Шереметьево регулярные рейсы в 12 российских городов и 1 зарубежный.

Пассажирооборот «России» – «дочки» «Аэрофлота» – сократился в феврале на 48,1%. За это время она перевезла 400 тыс. пассажиров, что на 21,4% меньше, чем годом ранее.

С 3 апреля перевозчик возобновит прямые регулярные грузопассажирские рейсы из Санкт-Петербурга в Ларнаку (Кипр). Напомним, Кипр планирует открыть границы для россиян с 1 апреля.

В пресс-службе авиакомпании сообщили, что в весенне-летний сезон «Россия» продолжит выполнение традиционно зимнего рейса в Женеву. Кроме того, на международной карте полетов «России» в летнем расписании будут рейсы из Пулково в Париж и Берлин. К перевозке по международным направлениям будут приниматься только те категории пассажиров, кому разрешен перелет в условиях действующих ограничений. При планировании поездки за рубеж необходимо внимательно ознакомиться с актуальной информацией о действующих визовых правилах и ограничениях при въезде в страну назначения на официальном сайте посольства, консульства, МИДа или на сайте авиакомпании.

На 39,5% сократился пассажирооборот компании «Уральские авиалинии», объем перевезенных пассажиров снизился на 32,9%, до 403,9 тыс. человек. На днях авиаперевозчик выполнил первый в этом году рейс в Барселону. Напомним, что на данный момент в Испанию допускаются только некоторые категории пассажиров, а именно граждане Евросоюза; резиденты Испании и резиденты стран Евросоюза только для транзита к месту своего постоянного места жительства.

Кроме того, в феврале авиакомпания открыла ряд внутренних рейсов, к примеру, из Якутска в Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Пассажирооборот авиакомпании «Сибирь», также входящей в пятерку крупнейших, по итогам февраля снизился на 21,4%, а объем перевезенных пассажиров – на 15,2%, до 1 млн 55 тыс. человек. «Результаты февраля отражают активное восстановление внутреннего рынка авиаперевозок. Можно сказать, что спрос на перелеты по России и глубина бронирований постепенно приближаются к докризисным показателям. S7 Airlines продолжает развитие маршрутной сети: открыты продажи на новые прямые рейсы из Новосибирска – в Калининград и Геленджик. На международных линиях ситуация остается неопределенной. Пока мы сосредоточили свое внимание на турецких направлениях», – говорит директор по стратегии S7 Group Григорий Давыдов.

Кроме того, в феврале S7 Airlines увеличила число разрешенных к перевозке в салоне самолета животных с двух до пяти. На отдельном месте рядом с хозяином могут путешествовать не более двух питомцев, остальные размещаются под впередистоящим креслом.

Добавим, что за январь – февраль пассажирооборот гражданской авиации демонстрирует в целом снижение на 52,6%, до 21,3 млрд пасс.-км. Объем перевезенных пассажиров сократился до 10,5 млн, что ниже аналогичного периода прошлого года на 37,8%. Процент занятости пассажирских кресел за январь – февраль сократился на 1,7%.

Грузы и почта

Показатели грузовой работы гражданской авиации страны впервые демонстрируют такой значительный рост за долгое время. Напомним, что по итогам прошлого года грузооборот сократился на 3,7%.

По итогам февраля текущего года, грузооборот составил 601 493,29 млн т-км, что на 75,7% выше февраля 2020-го. Объем перевезенных грузов и почты также вырос на 43,7%, до 100,5 тыс. т. Однако процент коммерческой загрузки снизился на 1,6%.

Самый большой рост среди пятерки авиакомпаний, занимающихся грузовыми перевозками, отмечен у крупнейшего грузового перевозчика России – «ЭйрБриджКарго» (AirBridgeCargo, ABC, входит в группу «Волга-Днепр») – почти в 2,5 раза на фоне общего снижения по прошлому году почти на 12%.

Как сообщает пресс-служба компании, ABC вступил в этот год с собственной рабочей системой центровки (ABC WBS). Эта платформа позволяет сократить время наземного обслуживания самолетов в аэропортах, усилить контроль за процессом перронной обработки и загрузки самолетов, и также поддерживать регулярность полетов через автоматический мониторинг расписания.

Недавно ABC был удостоен приза в номинации «Лучшая авиакомпания в секторе e-com» в ходе торжественной седьмой церемонии премии Payload Asia Awards. Отметим, что группа «Волга-Днепр» выполняет чартерные и регулярные рейсы в интересах заказчиков из сектора электронной коммерции, во время высокого грузового сезона задействуя парк Ан-124-100/150 для поддержания непрерывных поставок товаров e-commerce между Азией и Европой, которые традиционно перевозятся на самолетах семейства Boeing.

По словам директора по регулярным грузовым перевозкам в Азии и Тихоокеанском регионе авиакомпании ABC Эрика Ламаре, в 2020 году было перевезено более 135 тыс. т грузов из сектора e-com, что почти в 9 раз больше по сравнению с 2019-м.

Грузооборот «Аэрофлота», согласно данным Росавиации, снизился на 25,9%. В феврале было перевезено более 13,2 тыс. т грузов и почты, что на 26,2% ниже аналогичного периода прошлого года.

На 7,7% уменьшился грузооборот авиакомпании «Победа», объем перевезенных грузов и почты – на 1,8%. Напомним, что на фоне тяжелейшего в истории мировой авиации кризиса именно «Победа» в прошлом году сумела заработать 1,4 млрд руб. чистой прибыли.

На 11,1% снизился грузооборот и на 10,5% – объем перевезенных грузов и почты авиакомпании «Сибирь». В прошлом месяце S7 Airlines получила в свой воздушный флот первый грузовой самолет Boeing 737-800BCF, который уже успешно задействуется для перевозки грузов из Москвы и Новосибирска по северным и дальневосточным направлениям.

Добавим также, что на общую положительную динамику по грузообороту российской авиации оказали влияние рост показателей таких авиакомпаний, как «Россия», АТРАН, «Уральские авиалинии», «НордСтар», «КрасАвиа», «Азимут», «Полярные авиалинии» и т. д.

За январь – февраль грузооборот вырос на 46,1% и составил 1 млрд 226 млн 541 т-км.

Объем перевезенных грузов и почта за 2 первых месяца текущего года составил 200,7 тыс. т, что на треть больше аналогичного периода 2020-го. Процент коммерческой загрузки также сократился – на 2,3%.

Прогнозы

С 1 апреля Россия возобновляет регулярное пассажирское авиасообщение с шестью странами – Германией, Венесуэлой, Шри-Ланкой, Сирией, Узбекистаном и Таджикистаном. Кроме того, с 1 апреля разрешено выполнять зарубежные рейсы еще из 13 аэропортов России. И таким образом, список аэропортов России, из которых возможно улететь за рубеж прямыми рейсами расширится до 34. «Расширение списка аэропортов, из которых разрешено международное авиасообщение, существенно поможет активизации бронирований по летним массовым зарубежным направлениям», – комментируют представители Ассоциации туроператоров.

На фоне всех последствий пандемии, отразившихся на авиаотрасли, экспертами и участниками перевозок высказываются различные прогнозы по стабилизации ситуации.

Так, в конце февраля гендиректор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов, ссылаясь на прогнозы внешних аналитиков и консультантов, заявил, что рынок авиаперевозок может восстановиться в 2023–2024 гг., а в России – уже в 2022 году.

Напомним, что по итогам прошлого года общий объем перевозок в России сократился на 47,5%, с 323 млн до 153,5 млн человек. И значительнее всего пострадала именно компания «Аэрофлот», вынужденная приостановить большинство международных рейсов.

А 17 марта М. Полубояринов спрогнозировал восстановление международного рынка авиаперевозок не ранее 2024 года, отмечая, что восстановление проходит медленнее, чем ожидалось.

По данным IATA, если до кризиса авиакомпании в целом в мире выполняли рейсы примерно по 30 тыс. маршрутов, то сейчас это количество снизилось до 12 тыс., при этом существенно сократилась частота. Раньше по каждому маршруту производилось в среднем 43 рейса в месяц, сейчас 20, менее одного в день.

Но при этом на внутренних рынках количество маршрутов изменилось несущественно, а частота полетов снизилась в среднем с 90 до 66 рейсов в месяц.

На этом фоне стало известно, что в целях ускорения восстановления авиаперевозок после кризиса рынка Россия рассматривает создание цифрового проездного – мобильного приложения для международных перелетов внутри ЕАЭС. В настоящее время Минтранс России обсуждает этот вопрос с авиакомпаниями. Кроме того, на повестке дня стоит целесообразность запуска отдельного приложения или ускорение использования Travel Pass IATA, который уже работает на некоторых авиамаршрутах за рубежом.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions