На маршрутах оттепель. Надолго ли?
В основном рынок автоперевозок прирастал преимущественно на маршрутах средней протяженности – до 1 тыс. км. На длинном плече автоперевозчикам было сложнее конкурировать с железной дорогой. Скажем, на маршруте Екатеринбург – Пермь железнодорожные перевозки оказываются выгоднее автомобильных. И таких примеров сейчас немало.
Следует отметить, что, благодаря введению системы сборов с большегрузных машин «Платон», на целом ряде направлений РЖД удалось повысить свою привлекательность для клиентов. Однако влияние этого фактора, как признались в ОАО «РЖД», было кратковременным: основной эффект на железнодорожной сети ощутили в момент запуска «Платона» в промышленную эксплуатацию, когда автоперевозчики воспользовались случаем, чтобы резко поднять свои тарифы. Причем многие игроки переоценили риски, связанные с новыми условиями работы. В этот момент часть грузоотправителей переключилась на железнодорожный транспорт.
Как выяснилось позднее, «Платон» – все-таки не тот инструмент, с помощью которого можно регулировать грузопотоки. Система позволила лишь частично уравнять условия железнодорожных и автомобильных перевозок. Это скорее средство легализации перевозок грузов большими автомобилями. Поэтому шок от новшества прошел. А летом автоперевозчики полностью адаптировались к «Платону».
Сейчас в ОАО «РЖД» вынуждены использовать другие способы для привлечения дополнительных грузопотоков на стальные магистрали. В частности, за счет развития комплексных транспортных услуг и организации смешанных маршрутов, востребованных рынком.
Строительный допинг
На внутренних маршрутах максимальный прирост автоперевозчикам обеспечили строительные, генеральные и тарно-штучные грузы. На Юге грузопотоки в значительной мере подпитывало сооружение моста через Керченский пролив, а также реализация проектов автодорожного строительства, которые сейчас воплощаются в ряде южных регионов.
Другая зона роста – Центр РФ. В частности, в Московскую область шли поставки строительного материала для пускового комплекса № 3 Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД-3). Это фракционный щебень и другая продукция для устройства основания дорожной одежды, а также для создания цементно-щебеночно-песчаных смесей. Летом дополнительные объемы стройматериалов потребовались для создания временных дорог и площадок под вахтовые городки и асфальтобетонные заводы. Планируется, что участок автомобильной дороги ЦКАД-3 соединит новую скоростную автомобильную дорогу Москва – Санкт-Петербург с федеральной автодорогой М7 «Волга». Строительство этого пускового комплекса окончится в 2019 году.
Очереди на границе
Вместе с тем основную часть прибавки в грузообороте обеспечили международные перевозки. В результате на границе по ряду направлений скапливались очереди. В частности, днем в очереди в направлении Финляндии в Брусничном могло скапливать до 250 автомобилей, а в Торфяновке – до 140.
На дальних маршрутах оказались востребованными прежде всего перевозки на евроазиатском направлении. В июле было отмечено особое оживление движения по маршрутам в Китай.
В частности, в Костанайской области Казахстана очередь из большегрузов растянулась на 2 км. Люди часами ожидали выполнения контрольных процедур. Как отметили дальнобойщики, летом подобное явление происходит довольно часто.
Штрафы не останавливают грузопотоки
Приток грузов на автодороги в июне и июле 2017 года снизил накал протестных настроений дальнобойщиков. По-видимому, это произошло потому, что сократилась доля простаивавшего без работы подвижного состава в российских регионах.
Положительно подействовала на рынок и пауза в повышении ставок сборов в системе «Платон». Об этом свидетельствует, в частности, то, что целая серия протестных мероприятий их организаторами была отложена на более поздний срок – осень.
Усиление недовольства ожидается из-за ужесточения весового контроля на автодорогах. По данным ассоциаций и союзов автоперевозчиков в июле и в начале августа зафиксировано значительно больше случаев привлечения автогрузоперевозчиков к административной ответственности за превышение весогабаритных параметров, выявленных с помощью динамических весов (работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи).
Причем у грузоперевозчиков все больше вопросов возникает к корректности работы таких весов, особенно установленных на региональных трассах. Так, в ряде случаев выявляются существенные (до нескольких тонн) расхождения в результатах взвешивания одного и того же груза на разных пунктах весогабаритного контроля.
Кроме этого, на сегодняшний день отсутствуют единые правила и технические требования к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, установленным на региональных трассах.
Автоперевозчики пытаются добиться справедливости в судах. Количество исков на необоснованные штрафы возросло. Однако пока судебная практика складывается не в пользу грузоперевозчиков. Сейчас эти вопросы обсуждаются на уровне Минтранса России. Разрабатываются процедуры, упорядочивающие весогабаритный контроль.
По мнению специалистов Минтранса, рынок коммерческих автоперевозок летом 2017 года стабилизировался и демонстрирует тренд роста.
Автор: Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.