К сожалению, Росстат перестал публиковать данные об объемах перевозок. Однако об их динамике сейчас можно судить по данным ИС «Платон». Из них можно понять, что суммарное расстояние автоперевозок в августе текущего года сократилось по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года на 18,4%.
В том, что рейсы стали заметно короче, ничего особо удивительного нет: сказалось влияние мер, принятых для борьбы с коронавирусом. Но если сопоставить эту динамику километража и грузооборота, то можно говорить о существенном притоке в конце лета объемов грузов на автотранспорт.
Нелегкий подъем в гору
«Тренд по динамике объемов автомобильных грузоперевозок, действительно, сейчас положительный. Это можно объяснить отложенным спросом в предыдущие месяцы, когда на автодорогах были введены ограничения, затронувшие процедуры передвижения автотранспорт», – пояснил антикризисный управляющий Камиль Баймухаметов.
Опросы грузовладельцев подтвердили выводы, которые были сделаны в
обзоре железнодорожных перевозок за июль и
август: если в начале действия мер, принятых для борьбы с коронавирусом, наблюдалось переключение части номенклатур (продукты, несырьевой экспорт) с автомобильного на железнодорожный транспорт (грузы в контейнерах и сборные партии в крытых вагонах), то в конце лета тренд стал меняться.
На автотранспорт активнее стали уходить с сети РЖД черные металлы, лес, цемент, часть продовольствия и химической продукции, нефтепродукты, масложировая продукция. С одной стороны, сказалась политика ОАО «РЖД» отказа от предоставления скидок, поддерживающих объемы погрузки. А с другой – снижение тарифов на автоперевозки.
На рынок давят финансы
«Автоперевозки оживают, но этот процесс протекает тяжело. Ради роста объемов и чтобы подвижной состав не простаивал, его владельцы снова идут на демпинг. Если весной цены стабилизировались на приемлемом уровне, поддерживающем отрасль, то сейчас снова падают», – отметил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Основной рост отмечается на внутренних маршрутах. Сложнее ситуация на международных направлениях, уточнил независимый эксперт Александр Дацюк. Тем не менее практически все таможни с высокой долей автомобильных перевозок зафиксировали в конце лета рост таможенных платежей.
Правда, тут речь, скорее, о росте в стоимостном эквиваленте, а не в объемах, поскольку основное оживление на международных линиях связано с перевозками медикаментов, масок и другой продукции широкого потребления. И все же потепление на границе заметно: меры, принятые для борьбы с коронавирусом, ослаблены, и потоки фур начинают двигаться в обычном режиме.
Хотя, судя по таможенным сводкам, особого ажиотажа нет: в среднем очереди автопоездов на границе укладываются в час с небольшим.
Регулятор вновь готовит автоперевозчикам сюрприз
В начале августа в СМИ прошла волна публикаций на тему ужесточения контроля на автодорогах, связанных с соблюдением режима труда и отдыха водителей. Новый закон о тахографах может очень негативно сказаться на автомобильных грузоперевозчиках.
Если им придется брать второго водителя, то, по нашим расчетам, расходы вырастут на 10–15%. Но и этого достаточно, чтобы убить прибыль», – считает управляющий биржи грузоперевозок Ati.su Святослав Вильде.
Другие эксперты заговорили о росте конечной стоимости товара из-за ужесточения правил на 5%, а рост себестоимости, приходящийся на необходимость найма второго водителя, – на 20–30%. В связи с этим были высказаны даже предположения, что часть объемов грузов снова может уйти на железную дорогу.
На рельсы опять ничего не катит…
Однако ситуация в действительности выглядит не столь однозначной. Во-первых, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич уточнил, что новая редакция приказа всего лишь приводит российские нормы в соответствие с европейскими, а с учетом уже действующей редакции поправки не окажут значительного влияния на отрасль.
Во-вторых, при международных перевозках режим труда и отдыха водителей и без того соблюдается. Новые нормы неприятным образом затронут в основном парки, обслуживающие сетевой ритейл на внутренних линиях и частично – интернет-торговлю. Но не всех поголовно.
«Да и тотального контроля на российских автодорогах нет. Он охватывает примерно 1% от всех внутренних автоперевозок», – уточнил В. Матягин.
В-третьих, в октябре на рынке автоперевозок ожидается сезонный спад. В том числе в связи с завершением формирования складских запасов оптовых баз и осенним спадом на стройках, добавил К. Баймухаметов. Так что при этом многие автоперевозчики только усилят демпинг.
В таких условиях сложно ожидать переключения грузопотоков на автотранспорт. Тем более что на железных дорогах ничего сейчас не дешевеет.
Автор: Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.