+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.09.2020 15:33:21
Авто / Обзоры
РЖД-Партнер

Рынок автоперевозок оживает от кризиса

На рынке автоперевозок в августе 2020 года наметилось оживление. Предварительные данные Росстата по грузообороту, правда, указывают на то, что данный показатель все-таки остается в отрицательной зоне. Однако если в июле текущего года он составлял 23,1 млрд т-км (-6,6% к аналогичному периоду 2019 г.), то сейчас динамика улучшилась по сравнению с августом прошлого года до 5%.
К сожалению, Росстат перестал публиковать данные об объемах перевозок. Однако об их динамике сейчас можно судить по данным ИС «Платон». Из них можно понять, что суммарное расстояние автоперевозок в августе текущего года сократилось по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года на 18,4%.

В том, что рейсы стали заметно короче, ничего особо удивительного нет: сказалось влияние мер, принятых для борьбы с коронавирусом. Но если сопоставить эту динамику километража и грузооборота, то можно говорить о существенном притоке в конце лета объемов грузов на автотранспорт.

Нелегкий подъем в гору

«Тренд по динамике объемов автомобильных грузоперевозок, действительно, сейчас положительный. Это можно объяснить отложенным спросом в предыдущие месяцы, когда на автодорогах были введены ограничения, затронувшие процедуры передвижения автотранспорт», – пояснил антикризисный управляющий Камиль Баймухаметов.

Опросы грузовладельцев подтвердили выводы, которые были сделаны в обзоре железнодорожных перевозок за июль и август: если в начале действия мер, принятых для борьбы с коронавирусом, наблюдалось переключение части номенклатур (продукты, несырьевой экспорт) с автомобильного на железнодорожный транспорт (грузы в контейнерах и сборные партии в крытых вагонах), то в конце лета тренд стал меняться.

На автотранспорт активнее стали уходить с сети РЖД черные металлы, лес, цемент, часть продовольствия и химической продукции, нефтепродукты, масложировая продукция. С одной стороны, сказалась политика ОАО «РЖД» отказа от предоставления скидок, поддерживающих объемы погрузки. А с другой – снижение тарифов на автоперевозки.

На рынок давят финансы

«Автоперевозки оживают, но этот процесс протекает тяжело. Ради роста объемов и чтобы подвижной состав не простаивал, его владельцы снова идут на демпинг. Если весной цены стабилизировались на приемлемом уровне, поддерживающем отрасль, то сейчас снова падают», – отметил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

Основной рост отмечается на внутренних маршрутах. Сложнее ситуация на международных направлениях, уточнил независимый эксперт Александр Дацюк. Тем не менее практически все таможни с высокой долей автомобильных перевозок зафиксировали в конце лета рост таможенных платежей.

Правда, тут речь, скорее, о росте в стоимостном эквиваленте, а не в объемах, поскольку основное оживление на международных линиях связано с перевозками медикаментов, масок и другой продукции широкого потребления. И все же потепление на границе заметно: меры, принятые для борьбы с коронавирусом, ослаблены, и потоки фур начинают двигаться в обычном режиме.
Хотя, судя по таможенным сводкам, особого ажиотажа нет: в среднем очереди автопоездов на границе укладываются в час с небольшим.

Регулятор вновь готовит автоперевозчикам сюрприз

В начале августа в СМИ прошла волна публикаций на тему ужесточения контроля на автодорогах, связанных с соблюдением режима труда и отдыха водителей. Новый закон о тахографах может очень негативно сказаться на автомобильных грузоперевозчиках.

Если им придется брать второго водителя, то, по нашим расчетам, расходы вырастут на 10–15%. Но и этого достаточно, чтобы убить прибыль», – считает управляющий биржи грузоперевозок Ati.su Святослав Вильде.

Другие эксперты заговорили о росте конечной стоимости товара из-за ужесточения правил на 5%, а рост себестоимости, приходящийся на необходимость найма второго водителя, – на 20–30%. В связи с этим были высказаны даже предположения, что часть объемов грузов снова может уйти на железную дорогу.

На рельсы опять ничего не катит…

Однако ситуация в действительности выглядит не столь однозначной. Во-первых, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич уточнил, что новая редакция приказа всего лишь приводит российские нормы в соответствие с европейскими, а с учетом уже действующей редакции поправки не окажут значительного влияния на отрасль.
Во-вторых, при международных перевозках режим труда и отдыха водителей и без того соблюдается. Новые нормы неприятным образом затронут в основном парки, обслуживающие сетевой ритейл на внутренних линиях и частично – интернет-торговлю. Но не всех поголовно.

«Да и тотального контроля на российских автодорогах нет. Он охватывает примерно 1% от всех внутренних автоперевозок», – уточнил В. Матягин.

В-третьих, в октябре на рынке автоперевозок ожидается сезонный спад. В том числе в связи с завершением формирования складских запасов оптовых баз и осенним спадом на стройках, добавил К. Баймухаметов. Так что при этом многие автоперевозчики только усилят демпинг.

В таких условиях сложно ожидать переключения грузопотоков на автотранспорт. Тем более что на железных дорогах ничего сейчас не дешевеет.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions