Вторая причина – неразвитость зарядной инфраструктуры в России. В Европе зарядок в тысячу раз больше! Поэтому в нашей стране не представляется возможным полноценное использование электромобилей наравне с бензиновыми собратьями. И даже перемещаясь в пределах города, всегда есть риск вызывать эвакуатор, так как сами зарядные станции работают нестабильно, часто ломаются и подолгу остаются в таком состоянии из-за отсутствия должного количества обслуживающего их персонала. Много кто покупает уже сильно бывший в употреблении электромобиль с почти изношенным аккумулятором из Японии либо Европы. Так что о междугородних поездках на электромобиле можно и не думать.
Третья причина – отсутствие преференций. Китай, Европа, США дают льготы на покупку электротранспорта, снижают транспортный налог до нуля, законами вынуждают отказаться с 2030–2035 гг. от производства авто с двигателем внутреннего сгорания. В России много лет действовал таможенный налог на импорт: его сняли год назад, но уже пошли разговоры о том, чтобы вернуть его обратно.
Четвертая причина в том, что переделку авто с ДВС на электромобиль усложнили, забюрократизировали и удорожили, по факту сделав ее экономически бессмысленной.
Пятая причина уже не так очевидна. Связана она с очень дорогой стоимостью ремонтных работ, поскольку практически отсутствует персонал, обученный обслуживать подобную технику. Эксплуатировать электромобили могут лишь те, кто хорошо разбирается в принципах их работы (а в вузах этому не обучают) и способен самостоятельно диагностировать и ремонтировать большую часть поломок. Но таких людей, в силу деградации образования из-за бесконечных реформ и недостаточного финансирования этой сферы в РФ, остается очень немного. Как правило, это люди, успевшие получить еще советское или дореформенное российское образование. Из современной молодежи на такое способны сейчас лишь редкие энтузиасты, да и то обучающиеся этому методом проб и ошибок, которые в силу дороговизны запчастей и легко выходящих из строя компонентов (в случае их неправильного подключения) в итоге тоже сильно прореживаются.
Чтобы пересадить существенную часть россиян на электромобили, нужно будет как минимум сильно поднять жизненный уровень и уровень образования населения, развить зарядную инфраструктуру, увеличить выработку электроэнергии за счет альтернативных генерирующих мощностей и много чего еще сделать. По данным Росстата, в июне 2021 года был пик роста зарплат, а в июле и августе уже пошло падение. Ускорилась инфляция, металлы за год подорожали на 50–80%. Цены на автомобили, в том числе б/у, и на недвижимость выросли в 1,5 раза за последние 2 года. Может ли в такой обстановке случиться массовый переход на электромобили в ближайшем будущем?
Закончить хочется словами Жванецкого: «Мы им обещаем-обещаем, обещаем-обещаем, а им все мало!»
Автор: Сергей Антонов, генеральный директор Golden Motor Russia
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.